Найти тему
Василисины размышления

"Театр" С.Моэма. Джулия: везет в работе – не везет в любви?

Продолжаем разговор о главной героине романа С.Моэма «Театр», блистательной Джулии Ламберт. Подчеркиваю: говорить будем именно о романе, а не о его экранизациях. Просто потому, что много интересного и важного в фильмы не вошло.

Итак, юная амбициозная провинциалка пробилась! Безусловный актерский талант, над шлифовкой которого она работала, как каторжная, был замечен и позволил продвигаться. Она уже ведущая актриса провинциального, но известного лондонским критикам театра. И тут – любовь! Страсть! Хоть и к своему брату-актеру, да не того пошиба. Майкл Госселин небогат, но джентльмен, выпускник Кембриджа, из семьи потомственных военных. Бездарный как актер, но с амбициями и деловой хваткой.

А теперь внимание, следите за руками! Обычно джентльмены с безродными актрисами лишь развлекаются. Крайне редко – женятся, сраженные роковой страстью. Но здесь все наоборот!

Джулия совершенно безразлична Майклу как женщина. Зато он видит ее талант и огромный потенциал. Да это просто курица, которая может нести золотые яйца! Брак становится для Майкла долговременным инвестиционным проектом. Рискованным, конечно, ведь взлет Джулии может и не состояться. Но после провала «плана Б» (самому иметь успех в Америке либо жениться там на миллионерше) он честно возвращается к своей нареченной.

Джулия сама все отлично понимает, нелюбовь чувствуешь всегда. Больно, обидно. Но она-то Майкла любит! Поэтому пытается всячески угодить ему, хоть как-то завоевать. покупает ему дорогие подарки, обещает совместную карьеру, прощает холодность.

Джулия  прекрасно знала, что он в нее не влюблен. Она утешала себя тем, что он любит ее так,как может, и думала, что, когда они поженятся, ее страсть пробудит  в  нем ответную страсть. А пока она призвала на помощь весь свой такт и проявляла максимальную сдержанность. Она знала, что  не  может  позволить  себе  ему докучать. Знала, что не должна быть ему  в  тягость,  что  он  никогда  не должен чувствовать, будто обязан чем-то поступаться ради  нее...  И,подозревая,  что  ее  сценический  успех  усиливает  его  чувство,  Джулия трудилась, как каторжная, чтобы хорошо играть.

И какова награда за любовь? Майкл без малейших колебаний использует возможность продать жену лесбиянке-миллионерше Долли де Фриз. То, чего Джулия сумела избежать до брака, ее вынудил сделать муж. Да еще и требует при этом от Джулии сохранять хорошую мину .

- И даже если это правда, я думаю, ты сумеешь  за  себя  постоять.  Это один шанс на тысячу, просто безумие его пропустить.
- Клавдио и Изабелла в "Мера за меру".
- Подло так говорить, Джулия. Я все же джентльмен. - Остаток пути прошел в грозовом молчании.

Хорошую мину надо сохранять, да. Семейный театр, идеальные супруги. Прекрасный план пиар-кампании. Только со временем эта красивая сказка лишает ее малейшей надежды на простые радости. Она даже любовника завести не может, ведь она всегда на виду, а сплетни в актерской среде разносятся мгновенно. Чуть что, Долли быстро напомнит, кто в доме хозяин! Так что если некие эпизоды и случались, то главным чувством был страх огласки. Какая уж тут любовь!

Так что если называть вещи своими именами, то первую свою любовь Джулия отдала альфонсу. Если это знать, то совершенно не удивляет, что и последняя ее любовь к юному Тому Феннелу покатилась по тому же привычному сценарию: сознание не-взаимности, попытки удержать любимого подарками и услугами, постоянная борьба с собой. Сравните, просто под копирку!

Она постаралась дать ему понять, что не имеет никаких притязаний, он сам себе хозяин. Она держалась так, словно все происходящее между ними - пустяк, которому ни он, ни она не придают особого значения. Но она делала все, чтобы привязать его к себе
Но слез моих не видно никому. Что ж, Арлекин я, видно, неплохой!
Но слез моих не видно никому. Что ж, Арлекин я, видно, неплохой!

Но Майкл был умен, он намертво привязал Джулию к себе совместным делом и уважает ее труд. Сиддонс-театр Джулия не бросит никогда, и в интересах Майкла же позволять ей там безоговорочно царить.

Тому Фэннелу, дурашке, показалось мало денег и связей. Он решил еще и покуситься на дело всей ее жизни. Но если в любви стареющей женщине не тягаться с молодыми красотками, то сцена – территория, где она всемогуща. Очень опрометчиво было со стороны Тома допускать такое соперничество! Практически он сам дал Джулии в руки оружие, которым она уничтожила все остатки этой постыдной любви.

Ах, да, есть же давний поклонник лорд Чарльз! Но, во-первых, очень уж  непривлекательный. А во-вторых, купить Джулии ее собственный театр он как-то не предложил.

Но ведь для нее развод с Майклом и разрыв с Долли – это развод и разрыв  с Сиддонс-театром, оплаченным такой высокой ценой. И ни один театр в Англии ее на ведущие роли  не примет, тут уж все обиженные стороны позаботятся.  В высшее общество вход тоже был бы заказан. Да Джулия, с ее энергией, с ее наркотической привычкой к сцене сошла бы с ума на этой вилле в Сорренто уже через полгода! А жизнь впереди куда длиннее…

Получается, что любить-то ее лорд Чарльз вроде и любил. Но еще больше он любил свои утонченные чувства.

Ему приятно щекотало нервы знакомство с - как он наивно полагал - настоящей богемой

Ладно, хочешь богемы – изобразим тебе богему! Джулия давно научилась нравиться людям (ну и получать от этого выгоды, что уж тут говорить).

В общем, ни один мужчина не стоит бифштекса с картошкой!

Другие статьи по "Театру"

Книга и экранизации. Что осталось за кадром?

Как закалялся железный характер Джулии

Две экранизации, часть 1. Все, кроме Джулии

Две экранизации, часть 2. Две Джулии: лед и пламень

Из чего складывается актерский успех?

Майкл Госселин - загадка самого скучного персонажа

Том Феннел как пособие по soft skills

Каталог других заседаний нашего клуба по темам - здесь много интересного!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц