В 2019 году в российских вузах заработала инновационная программа «Индивидуальные образовательные траектории». В странах Европы и США индивидуальное развитие – повсеместная практика, поэтому неудивительно, что общемировые тенденции добрались и до нас. Как перенимают зарубежный опыт в университетах России – попробуем разобраться.
Перемен требуют наши профессора
Известно, что россияне без охоты принимают новшества, с подозрением анализируя всё, что навеяно Западом. Вместе с тем в традиционных университетах назрел кризис, связанный с быстрыми темпами развития технологий и общества:
- Под натиском компьютеризации «продолжительность жизни» профессий сильно сокращается – они рождаются и умирают быстро, как никогда
- Вузы с классическими программами длительностью от 2 до 4 лет не успевают подстраиваться под рынок труда, в котором каждый год меняется топ востребованных специальностей
- Растёт конкуренция между студентами и самими вузами.
В чём заключается обучение по индивидуальной образовательной траектории
Первое, что бросается в глаза – самостоятельность выбора дисциплин на изучение. Раньше выбрать курс можно было только из списка очень близких к специальности предметов, а некоторые курсы делали обязательными. К примеру, преподаватели английского языка в обязательном порядке изучали «Страноведение Великобритании». По новой модели обучения:
- Программа включает обязательные общие дисциплины, элективы и профильные дисциплины
- Студент выбирает предметы каждый семестр по своему желанию
- Элективные курсы не углубляют программу, а расширяют её
- В некоторых вузах можно изучать несколько смежных элективов и получить minor – сертификат о прохождении курса по дополнительной специальности
- ИОТ исключает обучение в привычных группах – все студенты учатся по индивидуальному расписанию.
Почему ИОТ поможет вузам и студентам
По системе индивидуального развития работают вузы Канады, США и Европы: если российские университеты перейдут на подобную систему, студенты из России смогут более комфортно участвовать в программах обмена. В европейских вузах часто семестр за границей входит в программу обучения, в то время как русским студентам после учёбы за рубежом часто приходилось досдавать предметы по пропущенной программе в отечественном вузе.
Как вводят новую систему в вузы России
Официально уже с 1 сентября 2020 года вузы перешли на новый образовательный стандарт, но нигде прямо не прописано, как инновационное обучение вузы должны организовать. Из-за того, что вузы не выработали единую модель индивидуальных образовательных траекторий, часто новая практика применяется по-разному в каждом учебном заведении.
- Московский городской педагогический университет – огромное количество элективных курсов
- Высшая школа экономики – minor’s (можно мы будем называть их «майноры»?) и элективы
- Тюменский государственный университет полностью перешёл на ИОТ: студенты изучают блок общеобразовательных предметов, посещают элективы, изучают профильные дисциплины.
Как помогают онлайн-платформы
На платформе Modeus студенты могут выбрать элективные курсы и добавить их себе в расписание. Система помогает:
- Отследить, кто куда записался
- Составить гибкие учебные планы
- Планировать нагрузку преподавателям
- Составлять индивидуальные расписания
- Контролировать успеваемость студентов.
Главный архитектор Modeus Павел Музыка считает:
«Индивидуализация — шаг к качественному улучшению высшего образования в России. Она повышает конкуренцию между преподавателями, программами и курсами — и между университетами, и внутри каждого из них. А значит, невостребованным или устаревшим предметам там просто не останется места».
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Испанская школа глазами русской мамы
✅ 6 ошибок студентов из кино, которые не стоит повторять в жизни