Когда старший сын перешёл в восьмой класс (биолого-математический профиль), многие родители на собрании просили учителей, давать заранее информацию по всем интересным олимпиадам. Тогда ещё подумала, видимо уже поставлены определённые цели и учащиеся проверяют свой уровень на подобных испытаниях. Мы на тот момент только решали, насколько подойдёт данный профиль и усиленная программа по этим предметам. Когда гимназия, где учился сын, направляла на городские олимпиады, иногда участвовал, чтобы видеть уровень заданий и свои возможности. А вокруг часто можно было наблюдать, как посещение разных олимпиад становится своеобразным спортивным увлечением.
Опыт тех лет показал, что частые посещения олимпиад не дают желаемого результата. Многие считают, что вырабатывается закалка и умение собраться в нужный момент, не считая модной тенденции собирать портфолио. Но помимо этого существует главный вопрос- на чём именно сконцентрировать усилия, в каком направлении направить максимум энергии? Особенно это важно в 10-11ом классе. К окончанию школы было ясно, что высокий результат в олимпиадах и выход на международный уровень, складывается у единиц. В нашем классе была такая ученица по биологии, которая в принципе отличница, но по-настоящему увлекалась именно биологией. Конечно, не у всех складывается такая любовь с конкретным школьным предметом.
А в нашем случае участие в нескольких олимпиадах в выпускном классе вообще не связано со школьным предметом. Неожиданно для нас, сын увлёкся психологией и решил пробовать писать олимпиады в ведущие московские вузы. Ему повезло, что в гимназии, учительница по информатике (по первому диплому психолог) поддержала его увлечение и помогала готовиться к подобным испытаниям. И вот тут переходим к нашему вопросу- почему недолюбливают олимпиадников, которые занимают приличную часть бюджетных мест.
Психология- предмет не школьной программы, во всяком случае не из списка ЕГЭ. В некоторых школах есть кружки, у кого-то факультативы с этим предметом, возможно в спецшколах и целый курс для старшеклассников. Для поступающих в вузы по этому направлению важны высокие баллы ЕГЭ по биологии. Поэтому, когда идёшь писать олимпиаду именно по психологи, во многом это квест. А ещё удобный предмет, чтобы профессора, преподающие на определённых кафедрах, создали для абитуриентов своих курсов нужные варианты в олимпиадах. Это не наши догадки, а то что всплыло после оглашения результатов. Возможно, и по более ходовым предметам все эти схемы рабочие.
Вся подобная информация и настраивает против участников олимпиад в целом. Даже когда ты не имел никакого отношения к вузу, готовился со школьным учителем и получил на одной из олимпиад диплом призёра, за спиной чувствуешь недоверие и подозрительность, ну, в лучшем случае, удивление. Сейчас мало кто довольствуется подготовкой в школах к ЕГЭ, во всяком случае, в крупных городах, когда озвучиваются суммы, потраченные на подготовку по ряду предметов, становится страшно. Как и в медицине, наше массовое образование вроде бы бесплатное, но если рассчитываешь на высокий уровень, готовишь запас средств.
Нам повезло в школе с учителем биологии, было дано всё необходимое, чтобы сесть и самостоятельно подготовиться по этому предмету. Во многом поэтому и девочка с международным уровнем олимпиад выросла у этой учительницы. Такой вариант с подготовкой к олимпиадам- может вызывать только уважение, и со стороны родителей, и со стороны самих учеников.