Часть 1 - "Старт имени Старого Шайтана"
Подготовка к самому главному для себя путешествию года всегда отнимает много времени и сил. Проверяются и подготавливаются десятки позиции инвентаря, составляются и прорабатываются десятки маршрутов и путей, а само предвкушение чего-то будущего и героического свербит в душе за полгода до старта. И чем ближе подходит время "Икс", тем быстрее и больше возникает проблем, забот и переживаний, связанных с подготовкой.
Так и было в последние две недели сборов. Сплошной нон-стоп. Соответственно, к сплаву мы подошли с большой усталостью.
Самая последняя ночь была полностью бессонной - отбыли мы из города часов в 11 вечера, на точку старта приехали часам к 2 ночи. Пока накачивали лодки, разбирали имущество и пили кофе с овсяной кашкой - случилось утро.
Прогноз погоды мы мониторили еще задолго до начала. И чем ближе был день отбытия, тем все больше и больше этот прогноз нас не радовал. Ближайшие три-четыре дня обещались дождливыми, холодными и сильно-ветреными. Как оказалось в дальнейшем, непогода растянулась дней на семь-восемь, и мы сполна "насладились" всеми прелестями мокрой одежды, влажной палатки и сырыми дровами.
Ну а пока, утром первого дня мелкий моросящий дождик еще совсем не казался чем-то проблематичным. Настроение наше было также хорошо, и непоколебимое желание провести в счастье две недели на природе двигало наши сонные тела к отбытию.
Мы еще немного успели изучить некоторые места села Чусового. Особого внимания заслуживает Аллея Славы села, на которой значимым деятелям было поставлено несколько монументов. К примеру, тут есть памятник Родэрику Мэрчисону. Этот человек, благодаря изучению известняковых скал реки Чусовой, выделил знаменитый пермский период палеозойской эры. И заслуженно получил память потомков.
Также мы прошли до слива с плотины Старо-Шайтанского пруда. Мощный и шумный поток, не такой огромный, как на крупных водохранилищах, но все равно обращает на себя внимание.
Знаменитую кладку некогда существовавшей здесь пристани мы смотреть не стали. Некоторыми любителями считается, что стены этой пристани сложила какая-то "працивилизация", но обычно нас такие лже-научные теории сильно улыбают. Не будем подкармливать их догадки.
Итак, часов в 5-6 утра мы наконец-то разместились в лодках. Веселое течение реки сразу понесло нас, направляя к первым островкам в черте села. Было очень непривычно снова брать в руки весла. Последний раз мы это делали в прошлом году, когда проходили реку Серебряную. Но тут все, как на велосипеде. Если ты один раз научился, то тело быстро вспоминает забытое. Поэтому минут через пять весла уже были продолжениями наших рук.
Первым камнем, если не считать невысокий Шайтан-камень у подвесного моста, открылся нам по правому берегу Могильный. Мрачное название, но бояться его красивых и величественных стен не стоит. Никто не погибал страшной смертью под ним. Название появилось от того, что недалеко от него издавна размещался погост.
Я еще не раз употреблю, вероятно, фразу, что прошлые поколения людей часто мыслили совсем другими категориями. Обычно названия скал рациональны и просты, в духе "что вижу, то пою". Некогда нашим предкам было заниматься аллегориями и метафорами. Почти некогда...
Над скалой кружили горделиво соколы, иногда покрикивая на нас. А мерные взмахи весел и колебания речных волн убаюкивали и вгоняли в нирвану.
Камни Камешек, Еловый и Бычок по идее являются отрогами следующей по левому берегу скалы. У Елового нам встретились два рыболова, которые ловили поплавочными снастями. Поэтому камень Еловый я снимать не стал, не люблю направлять объектив камеры на людей, которые может и не всегда хотят светиться в кадре.
Перед Бычком мы сделали первую остановку. В этом месте голавль очень активно кормился с поверхности, выдавая свои огромные стаи всплесками и "бульками". Я был очень уверен, что сейчас тут же хорошо отловлюсь через час после начала сплава, но не тут-то было. Ни жук от Сакуры, ни Бэйби Крэнк, ни вертушка двухнолевого размера - ничто не приносило поклевок и поимок. Только "айковская" Кукарача кого-то заинтересовала, но и то этот кто-то подержался на крючке менее секунды. Вот такие дела... Фиаско.
Сон все больше и больше заявлял нам свои права, поэтому мы решились не утруждать излишне свои организмы и причалили к стоянке напротив Леневского камня. Быстро поставили палатку, перекусили копченой колбаской и отправились в царство Морфея на полтора часа. По пробуждении я хотел в этом месте обловить заросли травы, дабы раздобыть щуку на первый ужин, но именно с этого места мы наконец-то заметили, что уровень воды стал высоким. Сантиметров на 20-30. И трава уже ушла под воду, совсем не сдерживая течение. Затишков не стало, и значит, что и щуки уже тоже скорее всего тут нет. Поэтому здесь я спиннинг даже разматывать не стал.
Ветер усиливался, снова начал накрапывать дождик. А по левому берегу показался утес камней Черных. Камни также не высокие, метров до 20, но протяженность массива на двести метров внушала уважение.
За поворотом мы подошли к правому берегу и совершили небольшую прогулку до брода через речку Нотиху.
Речка очень понравилась. С приятной шириной, с приятными глубинами в омутках. И с богатой историей. В устье этой речки раньше был поселок спецпереселенцев. Тут заготавливали лес и умудрялись его сплавлять по этой маленькой речке! В уме это, конечно, не укладывается, но есть подозрение, что сплав можно было тут организовать только весной.
Нотиху я беру на карандаш, должно тут быть по моим предположениям некоторое поголовье хариуса. Надобно будет как-нибудь это проверить и дать более полную визуальную информацию по этой реке.
Нотихинский камень с его сильным перебором мы проходили сплавом, особо его не снимая на камеру. Перебор с резким поворотом влево, поэтому проплывать его надо внимательно. Может и на скалу вынести, если прощелкаешь.
Вечерело. Мы решили встать на стоянку несколько пораньше. Выбрали место у камня Пегушина. Стоянка приятная, и дрова рядом в достатке. Быстро их заготовив, мы еще успели подняться на скалу, полюбоваться видами с нее. В этом месте речную петлю Чусовой достаточно видно, и пейзажи в такой перспективе очень приятны глазу. Даже в пасмурную погоду.
Затем были посиделки у ночного костра, разговоры и рассказы. Мы настолько хорошо заговорились, что утром следующего дня вылезли из палатки ближе к часу. Спалось очень комфортно и шикарно. Дорвались до любимого занятия.
План оставшегося дня был прост - пройти три километра до Высокой горы и снова встать на постой. Была еще задача половить щуку в зарослях рогоза, но снова хитрая зубастая нас объегорила, лишь однажды махнув хвостиком около поппера.
Несколько ремарок по второму дню.
Первое. Камень Пегушин с воды очень красив, имеет достаточно привлекательный грот. Поэтому он и имел честь оказаться на заглавной картинке к ролику, который будет представлен в конце статьи.
Второе. Якоря обычной формы, лепестковые, зачастую на Чусовой не могут зацепиться за дно. Не зря, когда по этой реке ходили барки, то использовались якоря другой конструкции - эдакий чугунный утюг с ножками. Надо бы поискать подобную конструкцию в уменьшенном размере.
Третье. Пока плыли эти три километра, то сплавом удалось поймать на Jackall Aska пару добрых голавлей и одного щуренка. При таком способе лова из-под берега, лучше этого воблера нет. Очередное подтверждение тому, что он просто обязан быть в "чусовской" коллекции отличных приманок.
Четвертое. Речка Мартьяниха в рыбацких целях не интересна совсем. Очень узкая, мелководная. Это все же ручей, и именовать его речкой как-то не комильфо. Единственное, что в районе устья Мартьянихи сама Чусовая быстротечная, с перекатами. Вот этот участок и надо будет тоже когда-нибудь обловить. Благо, сюда и дорожка автомобильная ведет.
Вечером второго дня мы дошли до стоянки перед Высокой горой. Покрасовались перед камерой, разгружая лодки и заводя бензопилу Штиль. Третий год уже плавлюсь с этой техникой. Безотказная, как швейцарские часы. Очень ею доволен.
Поздно вечером, в сумерках, я вышел на речку с жучком. Поймал неплохого голавля на 800 грамм, но на камеру не запечатлел - не стал ее брать, потому что думал, что вряд ли что поймаю. Зря, корю себя за это. Этот голавленок стал нашим вечерним ужином, и день закончился его запеканием в фольге со смесью приправ. Было вкусно, уплели его очень быстро.
На этой ноте объявляется окончание первой части рассказа о нашем сплаве. Благодарю за внимание и потраченное время! И жду вас в качестве читателя и зрителя в следующих отчетах о поездке.
Всем добра!