Через викторианский нуар в недра фольк-хоррора
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Дорогие друзья, мы не раз говорили, что Нетфликс не всегда был таким безнадежным проектом, как в последнее время. И в качестве доказательства приводили отдельные фильмы и сериалы 2017-2018 годов. Предмет сегодняшнего разговора относится к их числу. Удивительно, но кинокартина «Апостол» (2018), несмотря на бурные обсуждения, как-то очень быстро исчезла из сознания и из поля зрения публики. Её даже забывают вспомнить в связи вызвавшим немалый ажиотаж фильмом «Солнцестояние» (2019), хотя первый много мрачнее и глубже
Сразу же предупредим, фильм «Апостол»» (2018), во-первых, не для слабонервного зрителя; во-вторых, далеко не для каждого зрителя. Если вы не любите неспешное очень мрачное кино, в котором атмосфера нагнетается неторопливо, не неуклонно, то эта лента не для вас. И в этом нет ничего страшного. Однако если вы любите нуар или мистику Лавкрафта, то кинокартину несомненно оцените
От нуара фильму досталась начало, от Лавкрафта – безраздельное ощущение ритуального ужаса, присущее последней трети ленты. К слову сказать, фильм снял Гарет Эванс («Рейд», «Банды Лондона»), а потому здесь нет ничего случайного. Даже игра с ожиданиями зрителя – это мрачная уловка.
Действие фильма происходит в 1905 году, когда викторианская эпоха «уходит в закат». Некая секта похищает и удерживает на острове, расположенном где-то в океане, дочь английского аристократа, требуя за её свободу приличный выкуп. Впрочем, отец пребывает в «сумраке сознания», а потому выручать девушку приходится старшему брату, которого все полагали погибшим. Он эдакий частный детектив из нуара. Для полноты образа его даже «наградили» характерными плащом и шляпой.
Что вы ожидаете? Скорее всего, смесь «Заложницы» и «Плетёного человека». Мол, сейчас этот «славный парень» прибудет на остров и начнет крушить конечности сектантов, что покусились на его сестру. Но не тут-то было. Фильм полон мрачного реализма, а всякого рода «Заложницы» - это по большому счету сказки. Томас с самого начала понимает, что его на острове ждут. А потому прибегает к паре нехитрых уловок. Оно, конечно, стоило жизни другому человеку. Но теперь главный герой видит, что на острове всё не «просто так».
Нас ведь как приучили? Что всякого рода общины «свободных людей» - это всего лишь жертвы нехороших режимов. А харизматичный проповедник активно возвещает про «мир», «свободу», «отсутствие войн» и «радость труда». Однако за всей этой словесной шелухой кроется страшная тайна. Оригинальность фильма ещё и в том, что здесь сумрачный секрет покоится внутри очередной страшной загадки. И на острове - не просто культ, который некогда создан беглыми каторжниками. На острове действительно происходит нечто очень плохое
И именно через понимание этого меняется жанр кинофильма. То, что начиналось как викторианский нуар постепенно становится фольк-хоррором. Но и это далеко не единственное преобразование. Открывая очередную дверь, Томас переносит вас в недра беспробудно мистического слешера, чем-то напоминающего «Сайлент Хилл» (2006)
То, что поначалу казалось криминалом, вызванным к жизни человеческой жадностью, оказывается темной мистикой, которая вызывает в памяти отдельные фразы из Ницше. Когда один из «старшин» острова говорит, что «мы заковали нашего Бога в кандалы», то это отнюдь не метафора. Остров таит такие страшные тайны, что не всякому человеку, оказавшему здесь, их дано постичь. Наша задача предупредить вас. А вот смотреть этот фильм или нет – решать только вам. Но режиссерская и операторская работа на высоте. С этим едва ли кто-то поспорит