Выставка «Я, Энди Уорхол» открылась в здании Новой Третьяковки в конце сентября. Событие масштабное и значимое для культурной жизни Москвы. Во-первых, потому что Энди Уорхол – король поп-арта, личность легендарная и неординарная. Во-вторых, в связи с пандемией проблематично вывозить экспонаты из других стран. В-третьих, выставок сейчас настолько мало, что любители искусства спешат посмотреть что-то интересное, пока всех снова не посадили на самоизоляцию.
Но не успела выставка открыться, как с разных сторон на организаторов полетели обвинения в том, что они выставляют подделки. Только ленивый не написал, что картины на выставке – это тиражированные копии, постеры и репродукции. Тут же на эти выпады среагировала Третьяковская галерея. Пресс-служба написала, что ГТГ не имеет никакого отношения к данной выставке, а лишь предоставила свои выставочные залы. Многие подумали: раз Третьяковка открестилась от Уорхола, то уж точно у организаторов рыльце в пушку.
Почему выставку обвиняют в плагиате?
- Экспонаты подписаны, есть год создания, но не указано, из какого музея или чьей частной коллекции они привезены. Это странно и вызывает вопросы. Зритель вправе знать, кому принадлежит та или иная работа. Ведь это неотъемлемая часть истории картины и доказательство подлинности. Возможно, кто-то из коллекционеров пожелал остаться неназванным, но не все же поголовно?
- У публики возникли сомнения в подлинности авторства. Работы так растиражированы, что среди них вполне могла затесаться подделка. Десяток Мэрилин Монро в разных цветах, столько же банок супа «Кэмпбелл», повторяющийся Мао. Образы под копирку, мол, бери да разукрашивай по трафарету, выдавай за Уорхола и собирай по 600 рублей с билета.
Самое забавное в этой истории то, что говорить об авторстве в данном случае неуместно. Творчество Уорхола – и есть штамповка в «фабричных» масштабах. В созданной им арт-студии «Фабрика» из названия понятно, что там велось серийное массовое «производство». Художник не скрывал, что тиражирует свои работы и не считает, сколько копий сделал. Уорхол много работал, но при этом ему нужны были десятки рук, чтобы помогать тиражировать. Художник знал: чем больше работ будет подписано его именем, тем больше денег он заработает. Образы он даже не рисовал, а проецировал на холст фотографию, используя метод шелкографии. Таких отпечатков можно было сделать сотни. Повторяя снова и снова одно и то же изображение, произведение становилось неуникальным, проще говоря – ширпотребом. И Энди Уорхол это прекрасно осознавал.
Честно говоря, Уорхол был так себе художником, но зато являлся отличным пиар-менеджером, знающим, чего хочет публика. А публика хотела всего яркого, кричащего и вызывающего, отражением чего и являются работы Уорхола. Художники поп-арта в качестве образов использовали предметы продуктов потребления. А мы как раз и живем в обществе, где потребление возведено в культ. Вот почему Энди Уорхол по сей день остается современным художником, понятным для взрослого и ребенка.
Думаю, Энди Уорхол, не только бы не расстроился от критики вокруг выставки, а пришел бы в дикий восторг. За неполный месяц выставку посетило около 33 тысяч человек. Скандал только подогрел интерес у публики идти на выставку. Тем более, что с выставками в Москве напряженка.
А вы были на выставке «Я, Энди Уорхол»? Что вам больше всего понравилось?