Найти в Дзене
Navygaming Channel

Торпедные аппараты С.К.Джевецкого - анахронизм или инновация?

Не претендуя на истину в последней инстанции, просто вспоминаем и размышляем над метаморфозами в развитии оружия.

Цикл: Торпедное оружие российского Императорского флота: история возникновения и становление (по материалам работы Литвиненко Е.Я.)

Уважаемые друзья, продолжаем вспоминать отдельные аспекты эволюции пусковых устройств для торпед. Сразу оговоримся, что в тексте будем использовать более распространенный термин "торпеда" и "торпедный аппарат", несмотря на то, что на протяжении нескольких десятилетий на флоте было распространено наименование "мина" и "минный аппарат". Данное допущение сделано для разведения понятий между "мина" (торпеда) и "мина" (донная мина, мина заграждения). Надеемся на понимание.

4. ЭВОЛЮЦИЯ ПУСКОВЫХ УСТРОЙСТВ ТОРПЕД. 4. Пусковые устройства подводных лодок

Рассмотрев пусковые устройства различных надводных кораблей мы неизбежно подошли к носителю, для которого в принципе и предназначались данные устройства (мина/минный аппарат, торпеда/торпедный аппарат). Поясню данный тезис - изначально, когда мы разбирали историю возникновения мины/торпеды, то часто рассматривали ее именно как средство вооружения подводных кораблей, у которых на тот момент не было эффективных средств для борьбы с надводным противником ( бурав "Черепахи" не в счет- шутка).

С развитием самой "самодвижущей мины"/торпеды и устройств для ее запуска вполне закономерно встал вопрос о том, каким образом ее использовать с подводных аппаратов. Интересно, что привычные нам трубчатые аппараты не сразу получили признание и место на борту подводной лодки. Для этого тоже пришлось пройти определенный путь.

Важным этапом на пути развития торпедного оружия было создание аппа­ратов решетчатого типа, расположенных вне прочного корпуса лодки. Такое решение в то время казалось вполне обоснованным - зачем грузить мины/торпеды внутрь корпуса подводной лодки, если она все равно будет запускаться в воду. Аппара­ты такого типа представляли собой решетчатую ферму из продольных швелле­ров с подкреплением их поперечными кольцами в виде шпангоутов (то есть можно увидеть разви­тие конструкции решетчатых аппаратов Уайтхеда - Александровского). Стрельба из них производилась откидыванием курка торпеды специальным тросиком, пропущенным внутрь лодки (по примеру пусковых устройств с русских минных катеров). Развитие таких аппаратов обязано уста­новившемуся к тому времени мнению (особенно французских специалистов) о преимуществах решетчатых наружных аппаратов перед внутренними. Главным аргументом при этом выдвигалась борьба за освобождение пространства внут­ри подводной лодки. Для российского флота наибольшее распространение получил рамный аппарат С.К. Джевецкого, конструкция которого обеспечивала довольно широкие возможности подводной лодки для атаки.

Обратите внимание, что тактические требования предъявляли к подводным лодкам условие воз­можности стрельбы торпедами по всем направлениям, дабы уменьшить эволю­ции лодки при атаке (достаточно жесткое требование, решенное буквально не так давно с применением устройств самонаведения). Видимо с учетом несовершенства первых подводных лодок считалось проще навести торпедный аппарат, чем осуществить маневр подводной лодкой. Таким требованиям не могли удовлетворять неподвижно укрепленные решетки, поэтому появился новый тип аппаратов, лишь в некото­рой степени напоминающих решетки. Отличие этих аппаратов состояло в том, что они имели механизм для наводки. Конструкцию таких аппаратов впервые предложил инженер С.К. Джевецкий, который с участием A.I I. Крылова разра­ботал оригинальный проект полупогруженного корабля - «водобронного мино­носца» с торпедными аппаратами своей системы. Этот проект не был осущест­влен, но после демонстрации его в 1898 г. на Международном конкурсе в Па­риже торпедные аппараты этого проекта были установлены на французских подводных лодках и некоторых надводных кораблях.

Первая модификация торпедного аппарата С.К. Джевецкого со­стояла из легкой стрелы (балки), расположенной вдоль борта подводной лодки, способной поворачиваться в горизонтальной плоскости на шарнире; стрела могла поворачиваться таким образом на 180° (то есть пока не ляжет вдоль борта). Торпеда крепилась к этой стреле при помощи двух ленточных стопоров, наде­тых у оконечностей ее воздушного резервуара, и таким образом участвовала в движении стрелы при ее поворачивании.

Стрела с прикрепленной к ней торпе­дой помещалась в особом углублении (нише), сделанном в надстройке подвод­ной лодки. В тот момент, когда надо было выпустить торпеду, стрелу выталки­вали из ниши при помощи рычага, которым действовали изнутри лодки. Как только передняя часть стрелы с торпедой выходили из ниши, сопротивление воды (вследствие движения лодки) стремилось отбросить стрелу назад, повора­чивая ее на шарнире; таким образом стрела поворачивалась до тех пор, пока ее не останавливал перлинь определенной длины, один конец которого был закре­плен на лодке, а другой был привязан к рыму на стреле. Сила натяжения этого перлиня, действующая на рым мгновенно, раскрывала с помощью особого при­вода оба ленточных стопора, которыми поддерживалась у стрелы торпеда и в то же время откидывался курок для пуска воздуха в машину торпеды. Таким обра­зом, в момент остановки стрелы под углом, обусловливаемым длиной перлиня, торпеда освобождалась от крепления (так как ее машина пускалась в ход) и на­чинала двигаться по заданному направлению. Конец перлиня, закрепленный на лодке, был навит на лебедку, находящуюся внутри прочного корпуса, что давало возможность, во-первых, устанавливать стрелу на требуемый угол и, во-вторых, ставить стрелу на место в ее нише после пуска торпеды.

Схема расположения откидных торпедных аппаратов для подводных лодок типа "Барс" (сентябрь 1913 года)
Схема расположения откидных торпедных аппаратов для подводных лодок типа "Барс" (сентябрь 1913 года)

К 1902 году торпедный аппарат С.К. Джевецкого был несколько улучшен; перлинь, регулирующий угол отвалки рамы, был заменен специальным механизмом 2, главным элементом которого были поворотный ложемент «подхват», направляющий торпеду на заданный угол, а также кормо­вой стопор «щипцы», удерживающий торпеду за хвостовую наделку.

Крепление торпеды в рамочном торпедном аппарате (ПЛ "Гепард", вероятно)
Крепление торпеды в рамочном торпедном аппарате (ПЛ "Гепард", вероятно)

Модернизированный решетчатый аппарат Джевецкого для подводных ло­док типа «Барс» состоял из неподвижной рамы в виде двух балок -нижней и верхней, закрепленных в нише надстройке подводной лодки парал­лельно ее диаметральной плоскости. Балки были связаны между собой двумя полукруглыми прочными кронштейнами (по форме сечения торпеды), обши­тыми изнутри кожей для обеспечения хорошего прилегания торпеды. Торпеда укладывалась на нижнюю балку рамы, а ее борт, обращенный к корпусу лодки, плотно и мягко упирался в кронштейны. С наружной стороны торпеда фикси­ровалась в раме двумя упругими стальными лентами (ленточными стопорами), которые находились напротив кронштейнов. К нижней балке рамы ленточные стопора крепились на шарнирах. К верхней балке рамы ленточные стопора кре­пились замками, которые отпирались при помощи цилиндрического стального «пальца», связанного со штоком пневматического привода.

-4

На этом штоке находилась также пружина, поддерживающая замок в запертом состоянии.

При подаче сжатого воздуха в пневмопривод шток вместе с «пальцем» перемещал­ся, преодолевая сопротивление пружины, и отпирал замок. Освобожденные ленточные стопора на шарнирах отбрасывались наружу, освобождая торпеду. Но торпеда при этом еще не могла освободиться и выйти из торпедного аппара­та, так как удерживалась в нем еще одним стопором за кормовую часть. Этот кормовой стопор «щипцы» имел свой отдельный пневмопривод. Торпеда, освободившись от боковых ленточных стопоров, но еще закреп­ленная кормовым стопором, могла поворачиваться на заданный угол прицели­вания при помощи специального рычага. Этот рычаг одним своим концом был установлен в шарнир и мог поворачиваться вместе с кормовым стопором. Дру­гой свободный конец рычага имел ложемент, на котором покоилась торпеда во время ее отвала от борта и установки на угол прицеливания.Цилиндры пневмоприводов ленточных стопоров, прицельного рычага и хвостового стопора были соединены воздушным трубопроводом так, что при этом обеспечивалась их строго последовательная работа. Сжатый воздух снача­ла поступал в пневмопривод открытия замков ленточных стопоров, а затем в пневмопривод рычага прицеливания. Когда же рычаг устанавливался на задан­ный угол, воздух поступал в пневмопривод снятия кормового стопора. Одно­временно со снятием кормового стопора специальное приспособление откры­вало курок запирающего клапана торпеды и воздух высокого давления из ре­зервуара начинал поступать в машину, вращая гребные винты торпеды. Далее торпеда своим ходом двигалась к цели.

Установка поворотных рамных торпедных аппаратов на разные углы при­целивания (при наличии нескольких аппаратов на лодке с одного борта) по­зволяла стрелять торпедами залпом-веером. Особенностью стрельбы торпедами из рамных аппаратов являлась беспузырность выстрелов и отсутствие влияния процесса выстреливания на плавучесть и дифферент лодки (торпеды, приме­нявшиеся для решетчатых аппаратов, имели нулевую плавучесть). Казалось бы что такая система была слишком сложной и ненадежной, но как обычно у таких торпедных аппаратов были и достоинства и недостатки.

Наружные аппараты, по сравнению с внутренними, имели следующие преимущества: не занимали пространства внутри лодки (наверное это одно из важных); отсутствовал демаскирующий лодку «пузырь» от выходящего на по­верхность воды сжатого воздуха, выталкивающего торпеду; была возможность производить стрельбу почти по всем направлениям (уникальная способность, хотя и сложно реализуемая в боевых условиях); лодка, вооруженная такими аппаратами, ввиду малого их веса, могла иметь большее число аппаратов и, следовательно, располагать большим чис­лом торпед, готовых к выстрелу.

Последнее обстоятельство особенно принималось во внимание. Так, на­пример, внутренний аппарат весил 2500 кг, а наружный - 850 кг. Таким обра­зом, лодки с наружным расположением аппаратов могли иметь их в 3 раза больше, нежели лодки с внутренним расположением аппаратов.

Достаточно вспомнить, что русские подводные лодки типа "Барс" из 12 торпедных аппаратов имели 8 наружных поворотных аппаратов (по 4 на борт).

Русская подводная лодка типа "Барс"
Русская подводная лодка типа "Барс"

В тоже время у наружных аппаратов имелись и недостатки (как же без них): торпеды в наружных аппаратах всегда были подвержены действию мор­ской воды и, как следствие этого, коррозии, в холодное время обмерзанию; расположение аппаратов на палубе создавало значительное добавочное гидродинамическое сопротивление при подводном ходе лодки; в результате опыта войны обнаружилась большая неточность наводки аппаратов Джевецкого (что не удивительно, особенно при стрельбе из подводного положения); большая трудность ухода за торпедами при длительных походах; с изобретением глубинных бомб возросла опасность хранения торпед снаружи лодки; наблюдались случаи, когда лодка, опустившись по каким-либо причи­нам на большую глубину, после всплытия имела все кормовые отделения тор­пед, находящихся в аппаратах, помятыми; невозможна перезарядка аппаратов в подводном положении; торпеды, находящиеся в наружных аппаратах, подвержены действию солнечных лучей, в результате чего повышается давление в резервуаре сжатого воздуха.

Подводная лодка "Львица" - торпедные аппараты Джевецкого углублены в ниши надстройки
Подводная лодка "Львица" - торпедные аппараты Джевецкого углублены в ниши надстройки

Так, при увеличении температуры наружного воздуха с 15 до 45°С давление в резервуаре возрастало со 180 до 196 атм. Для Балтики такие случаи вряд ли были бы критичными, а вот при действии на Черном море (для русского флота) - вполне, если учесть, что в начале ХХ века подводные лодки достаточно большое количество времени при патрулировании проводили на поверхности. В тоже время можно было использовать систему орошения, благо проблем с водой не должно было быть.

В годы Первой мировой русские подводники освоили аппараты С.К.Джевецкого, как пишет Г.А.Гребенщикова ("Английские подводные лодки "Е" в Первой мировой войне"): "...Перед атакой она (ПЛ) маневрировала так, чтобы незаметно сблизиться с целью на допустимую для выстрела дистанцию. Затем, заняв выгодную позицию, командир определял количество торпед в залпе и рассчитывал для каждой свой угол опережения, учитывая изменение скорости цели. В результате получался плотный залп, обеспечивающий попадание хотя бы одной торпеды, а в среднем на всю стрельбу уходило до 50 секунд. ... Основной недостаток такого способа стрельбы состоял в том, что командиру приходилось несколько раз перестанавливать перископ на новые углы прицеливания. ... командир подлодки "Крокодил" Яков Иванович Подгорный модернизировал торпедные аппараты Джевецкого, в результате чего повысилась точность стрельбы. ... это дало возможность стрелять из аппаратов Джевецкого-Подгорного с установкой моментов раскрытия их "ножниц" на малые углы в диапазоне от 25 до 35 градусов".

Со временем недостатки рамных аппаратов перевесили их достоинства, да и сами подводных лодки стали более совершенными. Отказ от рамных аппаратов был вызван, кроме того, появлением опасности нападения с воздуха. Торпеды в этих аппаратах находились на верхней палубе лодки и ничем не были защищены при ходе лодки в надводном положении.

Подводная лодка "Волк" у борта плавбазы. Торпедные аппараты Джевецкого подняты на палубу надстройки
Подводная лодка "Волк" у борта плавбазы. Торпедные аппараты Джевецкого подняты на палубу надстройки

В тоже время подобные торпедные аппараты достаточно активно использовались определенное время. Рамные аппараты С.К. Джевецкого имели подводные лодки следующих типов: «Дельфин»; «Касатка», «Кайман», «Почтовый», «Акула», «Морж», «Барс», «Лебедь», «Нарвал». На подводных лодках типа «Барс» вначале приме­нялись торпедные аппараты С.К. Джевецкого, расположенные в нишах над­стройки. По воспоминаниям С.А.Кукеля (инженер-механик, который проанализировал английские ПЛ опыт их использования на Балтике), была сделана попытка установить по два аппарата Джевецкого-Подгорного на английские подводные лодки Е1 и Е9, которые пришли на Балтику для совместных действий с русским флотом. Но вскоре от этой идеи отказались.

В ходе Первой мировой войны выяснилось, что ниши в над­стройке сильно увеличивают сопротивление корпуса, и было принято решение переместить их на палубу надстройки, а ниши убрать. А вскоре решили убрать и торпедные аппараты такого типа, перейдя на использование трубчатых.