Найти в Дзене
Жизнь в ритме танго

2 раза в год переживаю культурный шок, когда уезжаю отдыхать и приезжаю обратно. Поняла, как сделать его безболезненным

Культурный шок – это наша реакция на реальность другой культуры. Иначе говоря, в основе этого состояния человека лежит конфликт привычного с непривычным.

Культурный шок, как правило, испытывает человек, попадая в незнакомую страну с необычной для него культурой, отношениями между людьми, нормами поведения.

Подписывайтесь, пожалуйста, на канал, ставьте лайк. Этим вы поможете развитию канала
Подписывайтесь, пожалуйста, на канал, ставьте лайк. Этим вы поможете развитию канала

Подобное состояние, например, испытывали советские граждане, которые, приехав в капиталистическую страну, были поражены изобилием товаров на прилавках супермаркетов.

Хотите верьте, хотите – нет, но люди фотографировались на фоне прилавков с колбасой, боясь, что если они просто расскажут о том, что видели, то им не поверят.

Сейчас наши супермаркеты по ассортименту товаров, а порой и по качеству не уступают зарубежным. Казалось бы, живи и радуйся.

Ну, подумаешь, продавец на твой вопрос, где находится тот или иной товар, буркнул в ответ что-то неразборчивое. Или кассир поторопил тебя, если ты замешкался, укладывая в пакет купленные продукты. Мы к такому отношению к покупателям привыкли и не обращаем внимания. Какая мелочь!

Яндекс.Картинки
Яндекс.Картинки

А вот не мелочь. И понимаешь это тогда, когда в таком же супермаркете, но расположенном, например, в Барселоне, пока ты рассчитываешься за покупку, все, что ты приобрел, аккуратно сложат в бесплатный фирменный пакет и вручат его тебе с улыбкой: «Gracias señora!» («Спасибо, сеньора!»)

И ты довольна: тебе помогли, тебя поблагодарили и пригласили приходить еще. К тому же приятно, что ты «señora». Это был первый культурный шок. Приятный.

Да, у них это норма.
Да, у них это норма.

Согласитесь, что это гораздо лучше, чем привычное нам: «Женщина, побыстрее собирайте свои продукты!» Именно эту фразу я услышала от кассира, когда вернулась из Испании и пошла в ближайший супермаркет, чтобы наполнить продуктами пустой холодильник. А я ведь за две недели уже привыкла быть сеньорой!

Это был второй культурный шок, уже неприятный.

-4

Оказывается, чтобы покупатель был доволен, недостаточно забить полки магазинов товарами, нужно ещё что-то. И это что-то называется «клиентский сервис» или «сервисная культура». Увы, у нас этого пока нет.

И поэтому продавец, наверное, желая помочь, громко, на весь магазин, обращается ко мне: «Женщина, что вы смотрите, здесь же только молодежные модели и размеры до 46. Большие размеры вон там».

Ей и в голову не приходит, что я могу выбирать вещь в подарок дочери или внучке.

К сожалению, ожидать скорых перемен вряд ли возможно, но можно попытаться ежедневными упражнениями ввести в обиход хотя бы вежливость.

Именно поэтому, подходя к кассе супермаркета, я всегда говорю: «Добрый день», - а уходя, вежливо прощаюсь с кассиром.

Если мы все будем взаимно вежливы и предупредительны, нам не придется переживать культурный шок, попадая в ситуацию нормального человеческого общения.

А пока можно только быть морально готовым к любым неожиданностям нашего очень «ненавязчивого сервиса».

А вы как думаете? Вам приходилось сталкиваться с подобными ситуациями?

Ставьте лайк, если считаете, что сервисную культуру в нашей стране надо срочно поднимать.

-5