Найти тему
Древний Мир | История

Что не так с фильмом «Страсти Христовы» Мела Гибсона?

«Страсти Христовы» повествуют о 12 последних часах жизни Иисуса Христа. Фильм следует тексту 4 основных «Евангелий»: от Матфея, от Луки, от Иоанна и от Марка. Священные христианские тексты, повествующие о смерти Сына Божия, представлены в интерпретации Мела Гибсона, католика-традиционалиста и одного из самых набожных людей Голливуда.

Картина получилась ужасающе прекрасной и, в сравнении с другими вариациями на эту тему, предельно кинематографичной. Отличная операторская работа, проработанный антураж и реализм на грани фола вывели картину на новый уровень кино. А диалоги на арамейском и латыни сделаны больше для передачи атмосферы действа и фактически не имеют значения, поскольку читавшие «Евангелие» и так знают, о чем говорил Иисус в тот или иной момент. Изначально Гибсон не планировал делать субтитры, однако впоследствии поддался давлению прокатчиков. После просмотра фильма становится понятно: режиссер был прав. Повествованию о знакомых каждому христианину событиях достаточно великолепной актерской игры и визуальных образов, ведь все понятно и без слов.

-2

В плане исторических реалий «Страсти Христовы» выполнены весьма добротно. Мел Гибсон, которого ранее не раз уличали в подтасовке исторических фактов, прыгнул выше головы и свел анахронизмы к минимуму.

Римские всадники используют стремена

Это особенно заметно, в сцене, когда начинается буря после смерти Христа. Лошадь сотника встает на дыбы, и отчетливо видно, что ноги актера опираются на стремена. На самом деле на момент описываемых событий римляне не знали этой детали сбруи. Стремена в Европе появились только к 8 в. н.э. Предположительно, их завезли авары.

Римская тяжелая конница. Реконструкция.
Римская тяжелая конница. Реконструкция.

Тяжелая кавалерия римлян использовала глубокие массивные седла с высокой передней и задней лукой, которые надежно фиксировали всадника и позволяли хвататься за них руками. Это несколько компенсировало отсутствие стремян.

Вульгарная латынь римлян

Позволить заговорить персонажам не на английском языке, а на латыни и арамейском — очень смелый и сильный режиссерский ход. Правда, с римлянами немного просчитались. «Страсти Христовы» снимали в Италии с местными актерами. В результате их латынь отличается итальянской манерой произношения.

«Се человек!».
«Се человек!».

Особенно этим грешит Пилат. Выводя Христа к толпе, игемон произносит «Ecce homo!» («Се человек!») как [эчче хомо], что в корне неправильно для фонетики начала I в. н.э. Кроме того, Пилат забывает, что в латыни его эпохи не было звука «ц». Он характерен более поздней эпохе.

Крепкие и здоровые зубы

На Ближнем Востоке и в Древней Греции было немало искусных врачевателей. Но удалять зубной камень и отбеливать эмаль они не могли. В фильме же большинство персонажей, даже люди в возрасте, щеголяют здоровыми, ровными и белоснежными зубами. Это, конечно, красиво, но сомнительно с точки зрения историчности.

-5

Белоснежные зубы и кости с ровными рядами точек, подозрительно похожие на фабричную штамповку (сверху). Древнеримские кости, найденные археологами (снизу).

Такие же ассоциации вызывают легионеры, играющие в кости у креста с распятым Христом. Их кости выглядят как купленные в супермаркете: с ровно вдавленными зачерненными точками, сделанными явно фабрично. Исторически в те времена для игры использовались обработанные кости животных с грубо и неровно вдавленными выемками. Игральные кости, выполненные с ювелирной точностью и красотой, конечно, в те времена были, но это не про простых легионеров, обеспечивающих спокойствие на казни.

Образ Понтия Пилата

Мел Гибсон представил правителя Иудеи чересчур мягким и благообразным, действовавшим из лучших побуждений, но вынужденным пойти на поводу у толпы. Понятно, что режиссер сделал образ игемона аллегоричным, близким к христианской трактовке образа. Гибсон хотел показать через образ Понтия внутреннюю борьбу человека, оказавшегося перед нравственным выбором. И ему это удалось.

Н. Ге. Христос и Пилат.
Н. Ге. Христос и Пилат.

На самом деле, по свидетельствам современника Пилата Филона Александрийского, а также историков Тацита и Иосифа Флавия, игемон был другим. Правитель Иудеи отличался жесткостью и непримиримостью к иудеям. Он ни в грош не ставил их верования, провоцировал народ на конфликты и жестоко подавлял бунты. Период его правления ознаменовался массовым насилием и казнями. И настоящий Пилат не стал бы нравственно терзаться выбором между Иисусом и Варравой. Игемон был верным солдатом Рима и главной своей целью считал приведение местных мятежников к порядку, обеспечение верности важной провинции Римской империи, сохранение мира и борьбу с сепаратизмом иудеев.

Технические подробности казни

Казнь на кресте широко использовалась в Древнем Риме и считалась одной из самых позорных и мучительных. Вопреки распространенному мнению, смерть приговоренного наступала не от голода или жажды, а от удушья. Человек мог дышать, только подтягиваясь на руках. Гвозди, забитые в конечности, причиняли распятому сильную боль, а мышцы сводило судорогой. В результате спазма, он не мог выдохнуть воздух из груди и умирал от удушья.

Раны от гвоздей на ладонях Иисуса каноничны для католицизма.
Раны от гвоздей на ладонях Иисуса каноничны для католицизма.

Для того, чтобы убить человека таким изощренным способом, его нужно было хорошо зафиксировать на кресте. В фильме показано, как прибивают ладони Христа. Однако это не верно, поскольку кисти просто бы не выдержали массы тела и разорвались. На самом деле приговоренном прибивали запястья. Длинные гвозди загоняли в окруженное костями место, которое в современной анатомии называется «пространством Дестота». Если квалификация палача была недостаточной, и он не мог попасть в эту точку, гвоздь загонялся между лучевой и локтевой костями, что все равно обеспечивало надежную фиксацию распятого.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

© Анатолий Дубина