У нас в России о многом и не мечтают. В основном, люди покупают кроссоверы, внедорожники и седаны класса D. Если хотят что-то недорогое, то обращают в сторону бюджетных компактов. А вот, на что-то другое люди, попросту, не смотрят, особенно, в сторону спортивных машин. Многие считают, что за относительно небольшие деньги их не приобрести нет никакой возможности. Но я кое-что, все-таки, нашел. За каких-то 440 тысяч рублей передо мной предстала красавица-спортсменка, которая обладает мощностью до 200 лошадиных сил и способна ускоряться до первой «сотки» всего за чуть более, чем 7 секунд. Подкупает еще и тот факт, что машина эта – под японским брендом и имеет именитых родственников. Вот я и начал думать, а не купить ли мне эту самую машинку?
Ну а что? Даже, если каждый день на ней не ездить, то можно взять, как автомобиль для выходного дня. Ведь, можно, например, на работу ездить на Ладе Гранта и решать утилитарные задачи – на ней же. А вот, в субботу и воскресенье, заливать полный бак в спорткар и отправляться на гоночный трек либо выезжать на трассу, ведь, спорт, по большому счету – он на каждый день и не нужен, ибо утомляют такие машины, да и с практичностью у них не задалось, поэтому моя мотивация вам сейчас предельно ясна.
Второй немаловажный момент, который меня привлек – это то, что двигатель является высокофорсированным и развивает мощность в 192 лошадиные силы. Я не могу сказать, что по сегодняшним меркам такие цифры впечатляют, но до 100 километров в час машина ускоряется, всего, за 7.2 секунды, при этом ее максимальная скорость составляет 223 километра в час. Мотор сочетается с механической пятиступенчатой коробкой, а привод – задний. И да, эта машина значится в качестве купе, а это значит, что она имеет идеальную развесовку по осям – 50 на 50, что гарантирует высочайшую устойчивость машины на дороге.
Нельзя также, не отметить и низкий центр масс. Подвеска обеих осей полностью независимая, а дисковая система тормозов – вентилируемая. В общем, все базовые атрибуты спорткара здесь есть и это по-настоящему интригует.
Теперь же, давайте перейдем к оснащению. Оно также, не может не впечатлять и включает в себя:
- Ксеноновую оптику освещения;
- Климат-контроль;
- Датчики давления в колесах;
- Мультифункциональное рулевое колесо;
- Аудиосистему премиум-класса Bose;
- Электрические стеклоподъемники всех стекол;
- Электрические регулировки передних кресел;
- Автозатемняющееся зеркало салонного вида;
- Кожаная отделка салона;
- Люк;
- Круиз-контроль.
В общем, как можете, видеть, список базового оборудования внушает неподдельный интерес. А еще, интересно то, что практически все экземпляры данной модели продаются с относительно маленьким пробегом – до 150 тысяч километров, в основном. Что это? Я хотел бы отметить, что сама машина производится с 2003 года, таким образом, первым экземплярам этого спорткара уже более 15-ти лет, и что — такой маленький пробег? Впрочем, если принимать во внимание, что машина, все-таки, для фан-драйва, то можно предположить, что использовали ее нечасто, ибо еще какая-то машинка, помимо нее, была в семье.
Но знаете, это было лишь первичным предположением. Ниже я вам расскажу истинную причину таких небольших пробегов, а заодно, обскажу полный список недостатков модели, поэтому устраивайтесь поудобней – скучно не будет.
Ах да, забыл представить вам этот спорткар. Речь идет о Mazda RX-8. Автомобиль является идеологическим родственником спорткара Мазда RX-7, который был необычайно популярен в конце 90-х годов и составлял конкуренцию Nissan Skyline R33, поэтому спортивная составляющая в модели присутствует. Ну а, теперь начнем обзор.
Обзор достоинств и недостатков Мазды
Кузовное состояние
Внешность Мазда RX-8 просто потрясающая. Несмотря на то, что эта машина вышла на рынок в первой половине 2000-х годов, она и сейчас имеет ультрасовременный дизайн и собирает на улице множество восторженных взглядов. Японское купе удивляет широчайшими колесными арками, хищным «прищуром» головных фар с линзами, прозрачными стоп-сигнальными фонарями, длинной носовой частью, а также выразительным передним бампером, агрессивным обвесом, задним спойлером. Помимо этого мне нравятся два объемных патрубка выхлопной системы и задние дверцы-створки, которые открываются против хода движения машины – решение необычное и эффектное, впрочем, вряд ли, удобное, ибо при их распахивании обнажается весь салон – зимой он в одно мгновенье заполнится холодным воздухом.
Лакокрасочное покрытие очень долгое время сохраняет блеск и насыщенность, впрочем, постепенно мутнеет и покрывается мелкими сколами, царапинами. Аэродинамика кузова такова, что большая часть сколов образуется на передней кромке капота, облицовке радиатора, поэтому их желательно затягивать в бронепленку.
Если вас интересует вопрос коррозии кузовного металла, то спешу порадовать – внешние кузовные панели гниению поддаются крайне редко. Конечно, мелкие очаги ржавчины встречаются – на крыше, рамке лобового стекла, в местах состыковки бамперов и крыльев. Под низом обращайте внимание на пороги и усилители бамперов. В целом же, Мазда и несильно-то подгнивает – это удивительно, ведь, те же Мазда 3 и Мазда 6 первых поколений сейчас выглядят просто ужасно по части гниения и за «рыксу» японцам можно выразить уважение и похвалу.
Что можно выделить еще? Ну, отмечу быстрое выгорание головных линз, если в них установлен ксенон – менять раз в 2-3 сезона модули нужно. Кроме того, платы задних фонарей могут окисляться, перегреваться, из-за чего пропадает световая индикация.
Посмотрим, что с салоном
Спортивная тематика Мазды RX-8 продолжается и в ее салоне. Мне очень нравится то, что через центр салона проходит высокий и широкий тоннель – уже само это намекает на спортивную компоновку салона. Конечно, решение такое очень непрактичное и сразу же «съедает» добрую часть пространства для задних седоков, зато присутствует атмосфера спорта и азарта.
Дополнительно на такую атмосферу настраивают металлические накладки на педали, трехспицевый руль, алюминиевые панельки и накладки на торпедо, приборный щиток. Кстати, сам приборный щиток, который распределен на три колодца средней глубины. Зато они достаточно объемные и включают в себя основные аналоговые указатели, не считая спидометр – он выполнен цифровым. Я хотел бы отметить тот факт, что читается комбинация приборов отлично и претензий к ней нет.
Но, все равно, придраться к эргономике могу. В частности, мне не нравятся маленькие боковые зеркала, в которые практически ничего не видно при маневрировании задним ходом. Еще, центральный дисплей головного устройства достаточно сильно меркнет в солнечную погоду и становится слабо читаемым. Идем далее и теперь поговорим о рычаге механической коробки. Он оказался коротковатым, поэтому, для того, чтобы им орудовать, придется отрывать спину от спинки кресла – это лишние телодвижения и комфортному вождению они не способствуют.
При всем при этом, передние сиденья имеют низкое расположение, что обеспечивает телу почти полугоризонтальное положение – на спортивный манер. В целом, сами сиденья имеют мощную боковую поддержку и широкий диапазон регулировок, поэтому в них можно подобрать оптимальную геометрию посадки. Если же, говорить о галерках второго ряда, то ни о каком комфорте здесь речи идти не может. Задний ряд – чисто условный. Почему? Потому, что места для коленей здесь мало даже при росте в 160 сантиметров – это первый момент. Второе – это недостаточная ширина самих сидений, в чем виноват центральный тоннель. В результате, задние дверцы хоть и распахиваются, однако приступ получить на заднем ряду приступ клаустрофобии, все равно, при движении машины крайне велик.
Качество материалов отделки, в принципе, неплохое. Мне нравится, что кожаная обивка не спешит трескаться, хотя в некоторых местах прошивка все же расходится. Руль с перфорированной кожей не затирается до 150 тысяч километров и смотрится неплохо. В целом, салоны у Мазды RX-8, вполне себе, ухоженные.
Если говорить об неисправностях, которые могут преследовать внутреннее убранство японского спорткара, то они следующие:
- Подклинивающие замки дверей;
- Провисающие задние створки-дверцы;
- Повышенный износ резиновых уплотнителей дверных проемов;
- Отказ центрального информационного табло;
- Перетирание шлейфа рулевой колонки;
- Износ редукторов сервоприводов водительского кресла;
- Отказ датчиков давления в шинах.
С электрической проводкой все оказалось несколько сложнее. Все дело в том, что в целях оптимизации развесовки по осям, японцы разместили аккумуляторную батарею в багажном отделении – в принципе, решение для таких машин традиционное и ничего удивительного в этом нет.
Жалко только, что уплотнители багажника со временем изнашиваются и позволяют влаге проникать в багажное отделение, где она благополучно накапливается. В багажнике же может скапливаться и грязь. В результате, проводка в нем начинает постепенно портиться, что приводит к перепадам в бортовом напряжении – это способно спровоцировать выход из строя электронных блоков.
Техническая часть
Я не упомянул в начале публикации о том, что Мазда RX-8 оснащается роторным двигателем 1.3 литра. Именно с него удалось снять 192 силы, но это не предел, ибо топовая версия развивает 231 «лошадь». Нас же, интересует базовый вариант и, в принципе, он вполне может доставлять удовольствие при вождении. Агрегат способен раскручиваться далеко за 8500 оборотов в минуту, при этом звук и ощущения такие, что создает иллюзия нахождения внутри гоночного болида. Динамика достойная и ее недостатка не чувствуется никогда, с другой стороны, на низких оборотах тяги крайне мало и мотор постоянно провоцирует вас на то, чтобы вы притапливали гашетку в пол. Жаль только, что от такой езды расход не порадует – в среднем, в городе машина расходует 17-19 литров, что крайне много для такой мощности.
Но это все – нюансы. Главное – это то, сколько служит данный роторный агрегат. Сам по себе ротор – это явление в автомобильной индустрии редкое и даже эксклюзивное. Не многие производители ставят роторный мотор в свои модели, но Мазда рискнула. Я вам так скажу – я понял, почему в объявлениях у всех RX-8 такие маленькие пробеги. Потому, что движок либо перебирался либо установлен контрактный. Как показывает практика движок 13B-MSP служит от 50 000 до 120 000 километров.
Японцы уверяют, что он способен прослужить не менее 200 000 километров без капитального ремонта, но лишь при идеальных условиях. На деле же, ротор добивают наш некачественный бензин и манера вождения наездников – редко кто ездит на RX-8 медленно и на оборотах до 5000 в минуту. Да и вообще, зачем тогда нужен спорткар – чтобы ездить на нем как пенсионер? Как минимум, это нелогично.
Типичные недостатки ротора:
- Слабые радиальные уплотнения;
- Ненадежная и малопроизводительная система охлаждения, из-за чего мотор часто и быстро перегревается;
- Высокий расход масла, который может достигать 1.5 литров на 1000 километров;
- Капризная топливная система;
- Проблема с пуском в морозы (даже в небольшие);
- Ненадежное навесное оборудование, особенно, генератор.
Учтите, что запчасти на роторный движок дорогие, а сам он в обслуживании требователен и требует грамотных специалистов. За переборку, вообще, мало кто берется, поэтому неудивительно, что на большей части продающихся Мазда движки стоят контрактные, причем не по одному разу.
Механическая трансмиссия относительно неплохо «уживается» с двигателем. Конечно, могут быть нарекания к ресурсу синхронизаторов и сцепления, но в основном, по причине агрессивной манеры вождения. В основном, она беспроблемная, поэтому внимания к себе требует редко.
Ездовые качества RX-8 можно описывать долго и с удовольствием – эта машина умеет приносит удовольствие от вождения. Но я выделю только основные моменты – это крайне острый и информативный руль, практически полное отсутствие кренов в поворотах, нейтральная поворачиваемость, устойчивость даже при езде в сложных поворотах, отсутствие раскачки и цельность реакций. На это фоне про комфорт даже вспоминать не хочется – короткоходная подвеска его обеспечить не способна, впрочем, сидящие в салоне этому явно не расстроятся.
Вообще, жесткая подвеска и азартная управляемость заставляют водителя избегать езды по плохим дорогам. Во-первых, потому что это скучно и превращается в пытку. Во-вторых, езда по плохим дорогам резко сокращает срок службы передней подвески на двух рычагах. Тут внимание нужно обращать на состояние шаровых опор, сайлентблоки и сами рычаги, амортизаторы – все это нужно менять до 80 000 километров. Задняя многорычажка требует внимания реже – в основном, после 90 000 километров, причем нарекания те же. Ступичные подшипники служат до 40 000 километров, а пружины проседают к 150 тысячам километров.
В итоге
Сама задумка этой Mazda RX-8 вызывает восхищение – настоящий народный спорткар, который способен дарить массу позитива от вождения и своим дизайном, оснащением. За это в японское купе можно влюбиться. Но рано или поздно, рутина вас настигнет и она будет не радужной. Основные нарекания тут – к роторному двигателю. Печально, что он такой недолговечный и требовательный к топливу. Если выйдет из строя, то единственное разумное решение проблемы – это контракт.
Впрочем, если вас сей факт не пугает и вы хотите себе настоящий эксклюзив за 440 тысяч рублей, то почему бы и нет? Можно купить эту машинку в качестве второй в семью и отрываться по полной на выходных. В любом случае, она стоит внимания, но опять же, учитывайте то, что обслуживание должно быть качественным, равно как и ремонт – именно тогда вы полюбите Мазду всем сердцем и душой.
Вердикт такой – если у вас уже есть тело-воз на каждый день и хочется вторую машину, которая будет радовать глаз и душу, то стоит присмотреться. Но как основной автомобиль, Мазда – это плохой выбор.