(истории из старой записной книжки)
***
Ну вот, тема колхоза и урожая продолжается. Поговорим о винограде?
***
В наших южных краях эта культура всегда была в приоритете. Выращивали, собирали и перерабатывали и столовый виноград для еды, и сортовой для хороших вин, коньяков и соков, и простой, неприхотливый кустарник для дешёвого крепляка.
Собирали мы этодело уже осенью, сентябрь-октябрь, однажды как-то, и начало ноября прихватили. Было уже холодно, морозно, оставался на кустах именно тот простой виноград для дешёвого вина.
Девчонки сильно возмущались, что их заставляют работать в холод и непогоду ради того, чтобы алкаши получили свой шмурдяк. Но - что поделать, собирали!
Хороший виноград в тёплом октябре собирать было приятно. Длинные ряды-шпалеры с виноградными кустами. Каждый, независимо от пола получает в своё распоряжение один такой ряд, вёдра или ящики, и специальный инструмент: грубый нож, сделанный из гвоздя-сотки, расплющенный, выгнутый в виде серпа и очень грубо заточенный.
Резать им виноградные кисти - сплошное мучение. Во всяком случае, мало у кого получается. Приходится крепко держать левой рукой виноградную кисть, которая иногда бывает огромного размера, сжимать сочные ягоды, которые лопаются, текут по рукам сладким, липким соком.
А правой надо пилить тем самым гвоздём-серпом веточку, которая соединяет кисть с лозой. И она не всегда хорошо видна, и доступ к ней закрыт виноградинами, и в кистях могут прятаться полосатые кусачие осы!
Но мы же будущие инженеры! Привозили из дому, просили послать по почте, покупали в магазине обычные ножницы, добывали различные ковшики или большие кружки. Подставил её под кисть, ножницами - чик! Перевернул в ведро, и вуаля: виноград собран, руки чистые, осы плачут в бессильной злобе!
Так и идёшь вдоль ряда, наполняешь вёдра или ящики по мере своих сил, относишь в конец ряда, пересыпаешь в специальные чаны, которые потом забирает трактор.
Прошёл свой ряд, очистил - получаешь следующий. Ну и как же без того, чтобы не помочь закончить ряд какой-нибудь Танечке, которая смотрит на тебя ласковым взглядом, умоляюще складывает губки и без слов намекает на продолжение вечера - с прогулкой по вечернему селу, и даже, возможно, стогом свежего сена с расстеленной на нём курткой!
... А после ужина, когда ты , готовый к приключениям, являешься к девичьей комнате, тебе с надрывом сообщают, что у Танюши болит голова, она натёрла ногу, перегрелась на солнце и очень хочет спать!
Эх, женщины! Коварные создания!