Ларс фон Триер крайне неоднозначная личность. Его картины часто вызывают смешанные эмоции у зрителей и противоречивое мнение критиков. В рецензиях на его фильмы люди обвиняют его в античеловечности, отсутствии вкуса и претенциозности. Кто-то наоборот усматривает в этом гениальность, тонкую сатиру и талант обличать пороки человека. В его фильмах поднимаются темы жестокости, похоти, депрессии, смерти и надежды.
На самом деле, в любом искусстве самым главным выступает именно провоцирование в зрителе/читателе/слушателе живых эмоций, неважно каких: будь то страх, ненависть, счастье или сожаление. Провал для автора - это оставить в зрителе после своей картины пустоту и равнодушие. И Триер явно не из их числа.
«Фильм должен беспокоить зрителя, подобно камешку в ботинке.» — Ларс фон Триер.
Сегодня я бы хотел вместе с вами проанализировать творчество этого режиссера, разобраться какие методы он использует для того, чтобы вызвать неподдельные эмоции у зрителя и какова цель создания таких картин.
1. Структура кинокартин
Во всех фильмах Триера одинаковая сюжетная структура. Это медленный продуманный сюжет (завязка) — который перетекает в шокирующую развязку (стилеобразующий приём) — и награждает зрителя катарсисом (перерождение и переосмысление от увиденного зрителем).
Медленный сюжет постепенно раскрывает мотивацию и личности героев Триера. Зритель успевает привязаться к ним или возненавидеть. Главное в том, что образуется связь между героями и зрителем. Затем медленный сюжет к концу обзаводится шокирующей развязкой, зачастую нанося травмы или убивая персонажей.
Так, например, в фильме «Догвилль» главная героиня Грейс почти весь хронометраж фильма живёт в одноимённом городке, знакомясь и узнавая ее жителей. Этим же занимается и зритель. А в конце мы видим расстрел этих самых персонажей, к которым мы привыкали на протяжении фильма. Это и работает катарсисом для зрителя. Пищей для ума и переосмыслением. Также Триеру свойственно добавлять философские диалоги, моральные выборы, ощущение несправедливости и конечно особенную концовку, которая подытоживает увиденное. От того интересно смотреть фильмы этого режиссера.
Еще одной особенностью в его картинах является деление фильмов на главы. Это сделано для того, чтобы зритель не путался в происходящем и сам для себя полностью понимал, зачем он видит ту или иную сцену. Так, например, фильм «Меланхолия» делится на 2 главы. По сюжету героиня Жустин празднует свадьбу, а параллельно на Землю движется планета под названием Меланхолия, метафорично извещая о конце света. Первая часть фильма показана от лица Жустин, а вторая от лица её сестры Клэр. Здесь главы выполняют функцию того, чтобы зритель по разному посмотрел на одно и тоже событие — конец света.
Или, например, последняя глава фильма «Мандерлей» называется «Глава 8, в которой Грейс сводит счёты с Мандерлей и фильм заканчивается». Триер сразу оголяет суть сцены, которую сейчас увидят зрители. Он даёт такие названия, чтобы зритель понимал на чем расставлен акцент как в вышеописанном примере. Такая особенность сохраняется на протяжении всех его фильмов.
2. Жанры
Также его фильмы разнообразны за счет использования самых разных жанров. Это и детектив («Элемент преступления»), и военное кино («Европа»), и мюзикл («Танцующая в темноте») и создание своего жанра («Догма 95»). Притом, описанная выше структура сюжета сохраняется в любом его фильме, в каком бы жанре он не существовал. Потому как жанр здесь служит инструментом передачи сложного мира главного героя фильма.
Так, например, психическое расстройство логичнее всего показать через детектив. В фильме «Элемент преступления» персонаж уже не понимает: что есть реальность, а что есть вымысел. Или, например, богатый внутренний мир скромной Сельмы из фильма «Танцующая в темноте», проще всего передать через мюзикл, который раскрывает образ героини.
Таким образом, жанры в фильмах Триера это условность, которая помогает раскрыть состояние персонажа. Ведь ни один из жанров в его фильмах не разворачивается по канонам.
3. Dogma 95
В 1995 году в Париже, где праздновалось столетие кинематографа, Ларс фон Триер прямо с кафедры, на которой он выступал, бросил в зал красные листовки с текстом манифеста под названием «Догма 95». Суть манифеста состояла в десяти правилах, которых нужно было придерживаться при создании фильма. Кратко эти правила гласили о надлежащем натурализме в съёмке. Например: нельзя было использовать декорации в кадре, камера должна быть ручной, имя и фамилия режиссёра не указывались в титрах, а на постпродакшене запрещено накладывать цветовые фильтры.
Этим манифестом Триер объявил войну фальшивым высокобюджетным фильмам Голливуда. По его мнению, такие фильмы с лёгкостью манипулировали эмоциями зрителя, показывая не настоящую, но фальшивую историю. И буквально через три года режиссёр снимает фильм, соответствующий канонам Догмы. Фильм «Идиоты» признан культовым на территории Дании. Он повествует о борьбе с буржуазными ценностями. Своей картиной он вдохновил десятки других режиссеров снимать фильмы в подобной стилистике. Парадоксально, что манифест стал настолько популярным, что вышел за пределы Дании и теперь даже сами американцы пытались снимать фильмы-эксперименты на основе Догмы.
Впоследствии Триер отошел от этих правил, сохранив саму идею создания живых фильмов, которая присутствует в его творениях и по сей день.
4. Герои
Все герои во вселенной режиссера — идеалисты. Это люди, которые намереваются улучшить мир, но в итоге сами губят его. Лучший пример архетипа такого персонажа — это Бесс из фильма «Рассекая волны». Героиня, в попытках улучшить мир, слушает внутренний голос, вынуждающий творить её аморальные вещи во имя спасения любимого. В итоге её самопожертвование не только не приводит к желаемому результату, но и губит её.
Все герои Триера — это идеалисты, которые хотят изменить мир к лучшему (по их убеждению). Но поскольку они желают угодить сразу всем и не могут со стороны посмотреть на свои поступки, они обречены вечные страдания. И в тоже время такие персонажи ощущаются человечными на экране. Слабыми, наивными, больными, уставшими — всё то, что присуще человеку.
5. Отсылки
Кино этого режиссёра — это также большой культурный ребус. В его фильмах нередко можно встретить отсылки, аллюзии и оммажи на других авторов.
Так, например, фильм «Догвилль», в котором нет декораций, был придуман на основе театра Бертольда Брехта, который использовал такую концепцию ранее. На первый взгляд непонятно, почему фильм «Антихрист» посвящен Андрею Тарковскому. Но если присмотреться, то в фильме много визуальных цитат фильма «Зеркало». В фильме «Нимфоманка» один из персонажей рассказывает про дегрессионизм. Это приём при котором история распадается на много маленьких деталей, которые на первый взгляд не относятся к сюжету, однако со временем логически завершают его. Прием дегрессионизма принадлежит писателю Марселю Прусту. Имя «Марсель» главная героиня Нимфоманки даёт своему ребёнку. Весь фильм «Дом, который построил Джек» основан на «Божественной комедии» Данте.
Таким образом, казалось бы хаотичный сюжет на экране представляет собой тонкую игру, отсылая нас то на режиссёра Тарковского («Антихрист»), то на писателя Пруста («Нимфоманка»), то на Данте Алигьери («Дом, который построил Джек»).
6. Цель фильмов
Для чего же создается такое кино? Автор описывает потерянный мир, в котором идеалисты своим стремлением к лучшему только усугубляют ситуацию. Его персонажи кричат о помощи в надежде на спасение, но крики никто не слышит. Такое творчество посвящено человеку XXI века, который потерял все ориентиры и не знает куда ему двигаться. Это фильмы о нас с вами.
Подписывайтесь на канал, буду радовать вас подобными статьями.
Если вам понравилось - вот ссылки на другие мои статьи:
Почему мы переживаем культурную депрессию?
Что такое артхаус в кино и как его понимать?