Забросив на дальнюю полку карты Италии и Ирана, Франции и Марокко, мы с друзьями отправились в Турцию. Но не «пузо греть» на морском берегу, а в Восточную Анатолию. Своё путешествие мы назвали «В поисках потерянной Грузии». До намеченных грузинских храмов (а некоторые, как выяснилось, были армянские) мы успешно добрались. О чем я и хочу вам рассказать...
Об исторической территории Тао Кларджети я впервые услышала, путешествуя по Грузии. С тех пор мысль о посещении ее исторических земель не давала мне покоя. Более подробно о грузинском царстве Тао Кларджети вы узнаете во время нашего путешествия. Так что, предлагаю от нас не отставать).
Несколько слов об Ардахане, где мы ночевали после въезда из Грузии в Турцию. Хороший, чистый отель, завтрак «шведский стол», по соседству - множество кафе, где можно поесть вкуснейших кебабов и стейков. В самом городке смотреть нечего, кроме одноименной крепости. Но мы туда не пошли, так как было очень холодно и дождливо. Кстати, Ардахан считается одним из самых холодных в Турции. Так что, погода не удивила.
История маленького городка с населением в почти 20000 человек длинна и трагична, как и у его соседей, - Артвина и Ардануча. Но если и рассказывать подробно об Ардахане, то в «Путешествии по русской Турции». Думаю, оно тоже состоится.
Через Ардахан протекает легендарная река Кура. Беря своё начало на Армянском нагорье - где-то в районе Карса - несёт Кура свои воды через Турцию, Грузию и Азербайджан в Каспийское море. Думала ли я, гуляя вдоль тбилисского берега реки Мтквари (Кура), что когда-нибудь окажусь на ее турецком берегу?
Итак, место действия - Восточная Анатолия. Название дословно переводится как «восточный восток» (по-гречески Анатолия означает Восток). Восточная Анатолия - один из семи регионов Турции, состоящий из 14 провинций (илов). Раньше земля, на которой мы находимся, принадлежала Западной Армении, но с 1923 года, в силу некоторых политических событий, она была официально переименована в Восточную Анатолию и стала турецкой.
И вот, находясь в Турции, я стою на территории Грузии, в Тао Кларджети. Передо мною монастырь Банак, он же монастырь Бана, он же Пенек Килисеси.
«По единственному средневековому свидетельству грузинского историка XI века Сумбата Давитисдзе, монастырь Бана был основан царем картвелов куропалатом Адарнасе (888-923), сыном убитого Давида Куропалата: «Построил [он] Бану рукою Квирике Банели, который стал первым епископом Банели». Грузинский историк XVIII века Вахушти Багратиони называет Бана кафедрой епископа, чья юрисдикция распространялась на Панаскерти, Тао и Олтиси, а также резиденцией и усыпальницей Таосской ветви рода Багратиони. Здесь венчались грузинский царь Баграт IV с Еленой, сестрой византийского императора Романа Аргира, похоронены грузинский царь Вахтанг (1442-1445) и его супруга».
Одни считают, что сообщение того самого историка гласит о том, что в IX-X веках произошло обновление монастыря, построенного ещё в VII веке. Именно в этот период епископом в армянском Тайке был будущий Католикос Армении Нерсес III, армянин-дифизит, прозванный Шинол (Строитель) в связи с активным церковным строительством как в Тайке (например, храм Ишхани), так и за его пределами (например, храм Звартноц) во время своего епископства. А другие считают, что историк пишет об основании храма в IX-X веках, когда он находился уже на территории Грузии...
Так армянский Банак или грузинский Бана? Эти споры будут вечными! И каждый все равно останется при своём мнении. Но взгляните на рисунок - ничего не напоминает?
«Бана представлял собой большой тетраконх с трехъярусными хорами и аркадами в нижней части каждой апсиды. Тетраконх находился в сплошной почти ротонде, диаметром 37,45 м и фасадами, украшенными колоннадами. Интерьер представлял собой большую пирамиду, образованную внешним многоугольником, тетраконхом и куполом, покоящимся на цилиндрическом барабане. Пилоны, расположенные между рукавами тетраконха, вмещали галереи на трех уровнях. Нижние части каждой из четырех апсид, вместо того, чтобы иметь сплошную стену, открывались через арки в окружающую амбулаторию. Здание было более 30 метров в высоту. Архитектурные детали отличаются высоким мастерством и артистичностью. Круглые столбы, расположенные в пролете апсид и галерей, были снабжены капителями, украшенными завитками. По периметру фасада имелась глухая аркада, арки украшали растительный орнамент. То, что осталось от церкви, - это часть пола нижнего этажа, наполовину затопленная собственными руинами, включая восточную апсиду с одной колонной колоннады с резной капителью».
Впервые церковь была описана и зарисована немецким ботаником Карлом Кохом в 1843 году. Он объявил ее самой примечательной церковью на Востоке после Святой Софии. За Кохом последовали русский этнограф Евгений Вейденбаум в 1879 году и грузинский историк Димитрий Бакрадзе в 1881 году. Последние двое нашли церковь уже без купола, но сообщили о сохранившихся фресках и грузинской надписи шрифтом Асомтаврули . С 1902 по 1907 год руины Баны тщательно изучались экспедицией под руководством грузинского археолога Эквтиме Такаишвили. Недоступный для советских граждан памятник был предметом изучения некоторых западных ученых в эпоху холодной войны. В 1983 году американский археолог и историк искусства доктор Роберт Эдвардс завершил научную оценку комплекса, а также составил точный план в масштабе.
Предполагают, что название собора происходит от армянского слова «банак», переводимого как «армия». Поэтому в некоторых источниках Банак называют «монастырь армий». Но уже в грузинском произношении буква К на конце отпала. И грузины называют храм Бана. А турки и вовсе превратили «Banak» в «Penek». Именно через село с таким названием мы и подъехали к монастырю.
...Из истории известно, что в XVII веке Бана уже находился на территории турков. В середине XIX-го монастырь стал крепостью, которую в 1877 году обстреляла русская армия. Храм серьезно пострадал. Но пишут, что во второй половине XX века в Бане ещё можно было увидеть фрагменты фресок и несколько букв на грузинском асомтаврули. Сейчас на развалинах ничего не осталось, кроме одного фрагмента с орнаментом.
Вы увидели то, что осталось от армянского Банака, грузинского Баны и турецкого Пенека. Было бы хорошо, если бы страна, утверждающая, что исторически храм принадлежит именно ей, хоть немного позаботилась о его будущем! Но, видимо, реставрация этого уникального, чудом уцелевшего, объекта только лишь в чьих-то фантазиях. Увы!
Продолжение следует...
Если понравилась статья, подписывайтесь на мой Дзен-канал, ставьте лайки, пишите вопросы и комментарии.
Всем всего самого наилучшего!!!
А еще можно прочитать другие статьи:
Неизвестный Ереван. Тайна персидской комнаты.
Лорийская шкатулка. Каменные львы над рекой Дебед.
Лорийская шкатулка. Перстень Ашота Милостивого.
Лорийская шкатулка. Сокровища Ахталы.
Судьба Человека. Армянский тифлисец Микаэл Арамянц.
Судьба армянина. Предприниматель и меценат Микаэл Арамянц.
Арцах. Что такое зов крови для настоящего армянина...
Душа Арцаха. Секреты самого красивого ущелья.
Монастырь Катаро, парящий над Арцахом. Место, где вырастают крылья...
Прошлое и настоящее священной карабахской горы.
Неизвестная Армения. Храмы «Мачу Пикчу».
Неизвестная Армения. В поисках «Мачу Пикчу».
Душа Арцаха. Церковь Ванкасар и город самого крутого армянина в истории.
Вкус Армении. О том сказ, как спас казаков спас.
Чудеса Армении. Каменные изваяния Мецамора.
Душа Арцаха: Тайна белоснежного храма...
Вкус Арцаха: Секреты карабахского хлеба
Вкус Армении: О, ХАШ! или Суп бедняков, покоривший весь мир!
Nîmes: малоизвестная родина известных брендов
OS DE CIVIS: Испанская деревня в андоррской глуши
"Орлиное гнездо" на вершине Прованса
Лавандовый рай аббатства Сенанк
ПРОВАНС: О древнем Арле, Ван Гоге и не только