Найти тему
Стакан молока

Полина и её четыре коровы

В 1980 году моя родственница окончила Тимирязевскую сельскохозяйственную академию и поехала по распределению работать в один совхоз в Куйбышевской (Самарской) области. Хозяйство занималось растениеводством, почти все работники совхоза держали в домашнем хозяйстве скотину. В отличие от многих других хозяйств тамошний директор призывал своих людей держать больше коров – не одну, как обычно, а две, три, четыре. Излишки мяса сдавали государству, а за это директор выбил «у инстанций» получение купонов, за которые можно было купить «дефицит» – английский трикотаж, японскую электронику и прочие товары, на которые был огромный спрос и которые было очень трудно «достать» в те годы. Родственница моя завела дружеские отношения с сотрудниками, некоторые из которых, приезжая в Москву, останавливались у нас (гостиницы тоже были «в большом дефиците»). Помню доброжелательную средних лет женщину по имени Полина, которая держала в своём домашнем хозяйстве четырёх коров. «Держала бы больше, да сил не хватает», – рассказывала она. Надо ли говорить, что Полина была хорошо одета, гораздо лучше, чем большинство деревенских женщин. «Это всё куплено за купоны», – говорила она, – спасибо нашему директору».

Обо всём этом я написал статью и отнёс её в журнал «Крестьянка», где у меня были знакомые журналистки. На следующий день меня пригласили к главному редактору (вернее, редакторше) и я приготовился к получению похвал.

Но вышло всё наоборот. Редакторша и ещё две дамы разгромили мой текст в пух и прах. «Вы написали идеологически вредную статью, вы проповедуете рвачество, безудержное стремление к обогащению, к накоплению тряпок и всякого барахла, извините, но вы стоите на капиталистических позициях, а у вашей Полины чисто кулацкая психология…» И т. д. и т. п.

Честно говоря, я разозлился. «Вы мясо любите?» – спросил я. «Конечно», – дружно ответили дамы. «А в очередях стоять любите?» «Нет, конечно…» «Так вот, – говорю, – Полина и ее земляки работают для того, чтобы было больше мяса и меньше очередей, а директор создаёт им стимулы для работы. Что же касается тряпок, как вы изволили выразиться, вам, нарядным москвичкам, должно быть просто стыдно попрекать этим деревенских женщин…»

В общем, я ушёл, хлопнув дверью. Само собой, больше в журнале «Крестьянка» меня не печатали.

Tags: Эссе Project: Moloko Author: Баранов Ю.К. Книга "Мы всё ещё русские" здесь и здесь