Найти тему
Lost Quest

Жанр компьютерных игр: платформеры

Оглавление

Платформеры — это своеобразный, довольно легко узнаваемый жанр компьютерной игры. Он заключается в том, что у персонажа есть задача — пройти по разным уровням, преодолевая препятствия.

При этом передвигаться предстоит по разным платформам (откуда и пошло название), иногда — лестницам, трубам и прочим. Платформеры в России также известны под названием “бродилки”. Для них характерна рисованная графика, часто — нарочито мультяшная, подчёркивающая искусственный характер происходящего. Главными героями довольно редко становятся люди, пусть и очень условно изображённые. Чаще всего это сказочные персонажи, например, русалки или драконы. Нередко — антропоморфные персонажи.

-2

Платформеры настолько характерные, что их легко узнают даже те, кто никогда не увлекался такими играми. Из самых популярных родоначальников жанра можно назвать Sonic the Hedgehog, Super Mario, Rockman.

Основные принципы

Платформеры стали популярными в 1980-х годах. Тогда же были сформулированы основные принципы этих игр. Они сводятся к следующему:

  • персонаж перемещается по уровням, причём по мере продвижения прохождение вперёд становится всё более сложным;
  • у уровней есть секреты, которые необходимо скрыть;
  • активно применяются пауэр-апы. Это специальные предметы, благодаря которым у персонажей появляются дополнительные способности. Речь может идти о силовом поле, возможности прыгать или же летать. Однако их действие ограничено во времени;
  • простой механизм взаимодействия с предметами. Для этого обычно достаточно напрыгнуть или же соприкоснуться. То есть никаких дополнительных действий совершать не требуется;
  • большое количество разнообразных, но достаточно примитивных врагов. Контакт с ними может привести к смерти или же к уменьшению здоровья. В качестве способов справиться с проблемой традиционно предлагается уворачивается, бег, прыжки, а также стрельба (но далеко не всегда);
  • появление ловушек и препятствий, которые нужно обходить или же преодолевать с помощью специальных сил;
  • движущиеся платформы, падение с которых приводит к потере здоровья или жизни;
  • возможность собирать деньги или другие ресурсы, иногда просто очки.

Как происходило развитие платформеров?

Развитие данного жанра, в отличие от других направлений, намного меньше связано с появлением подтипов. Наибольшее значение здесь приобрела усовершенствованная графика. Современные платформеры, даже если речь идёт о двухмерных, ушли далеко вперёд. Их красочность просто поражает.

-3

В этих проектах уровни уже не обозначаются исключительно условно. Напротив, детализация стала одной из сильных сторон. А “платформы” всё чаще приобретают вид реальных препятствий, которые нужно преодолевать по тем или иным причинам. Причём нередко в игре это обыгрывается так, чтобы всё имело смысл. Например, герой не просто продвигается вперёд по неким условным платформам, а карабкается по скалам, перебирается через реку, разбирается с другими препятствиями.

Отдельные игры могут напоминать знаменитую серию “Индианы Джонса”. То есть быть приключением, смысл которого состоит в прохождении целой серии ловушек и препятствий.

-4

Причём в сюжетном плане это действительно может обыгрываться самыми разными способами:

  • путешествие по загробному миру (здесь в качестве примера можно привести легендарный платформер Limbo);
  • участие в спортивных соревнованиях;
  • гонки со смертью (Super Meat Boy — яркий и наглядный пример);
  • побег из тюрьмы;
  • переход с одного плана бытия на другой;
  • путешествие по миру сновидений;
  • побег из лаборатории;
  • сражение с монстрами на космической станции и прочее.

Вариантов действительно много. Главное, что нередко наличие уровней начинает как-то обыгрываться, то есть чем-то обосновывается.

Однако это не означает, что полностью исчезли игры, в которых платформы просто существуют. Таких проектов всё ещё немало. В качестве наглядного примера можно привести довольно популярную Terraria.

Трёхмерные платформеры

Развитие графики коснулось и этого жанра. Появились трёхмерные платформеры, которые отличались, разумеется, в первую очередь графикой. И действительно: теперь пиксельные развлечения не узнать.

-5

Но дело не только в изменении визуальной составляющей. Трехмерност позволила развернуться разработчикам, которые теперь прятали секреты ещё более креативно. Кроме того, в таких играх появились NPC, с которыми уже было интересно вести диалоги, а также система довольно базового развития персонажа, инвентарь. То есть это начало напоминать приключения. Хотя суть осталась неизменной.

Почему платформеры всё ещё популярны и не собираются сдавать позиции?

Некоторые геймеры ассоциируют платформеры с 80-90 годами в игровой индустрии и искренне удивляются тому, что такие проекты всё ещё живы. Более того, постоянно появляются новые.

На самом деле всё относительно просто: есть куда развиваться. Новые возможности в графике и геймплее позволяют создавать интересные проекты. И при этом они относительно предсказуемые для игроков, что некоторым в современном мире очень важно.

К тому же в виде платформеров можно сделать очень много разных проектов. Это может быть что-то философское или психоделическое. Есть проекты, напоминающие больше всего интерактивное искусство. Хватает файтингов, стрелялок, есть выживания и даже стратегии. Одним словом, платформеры дают большое поле для самовыражения геймдизайнерам. Так что они явно не исчезнут в ближайшее время.

Статья сделана коллективом сайта GamersGate.