Ответ оказался до обидного простым - потому, что никому это было не нужно.
Вокзал этот видели много раз и всегда было интересно - кто же автор этой брутальной красоты?
После реставрации, которую провели к 100-летию образования Республики Карелия, вокзал расцвел и засиял. Хорошо, что с площади перед вокзалом убрали эти нелепые часы в стиле "биг-бена" (такая нелепость могла произойти только в больное постперестроечное время, не иначе).
Но кто автор вокзала?
Кроме того, что архитектор Ципулин В.П. и что вокзал построен в 1955 году, никаких деталей не было. Объяснение этому феномену нашлось.
ВК помог восстановить справедливость
На странице в ВК "История железной дороги в Петрозаводске" (https://vk.com/wall-37321513_2090) обнаружилось много подробностей и деталей, которые историю вокзала сделали полноценной и интересной, как и должно быть - у такого прекрасного здания оказалась богатая биография и отличная "родословная".
Творение рук талантливого архитектора
Информационный пробел устранили только в 2018 году благодаря усилиям энтузиастов, когда был получен ответ на запрос из "Ленгипротранса".
В справке директора музея ПАО "Ленгипротранс" А.Я. Мазо, сообщается, что над проектом вокзала в Петрозаводске Ципулин начал работать в 1952 году. Работал не один, а в группе с другими сотрудниками "Ленгипротранса", которые также внесли немало важных конструктивных решений в проект Виктора Петровича Ципулина.
Вокзал в Риге - тоже он.
Вокзал в Риге тоже его детище. Интересный нюанс: на примере вокзала в Риге прошла первая международная школа обмена опытом по проектированию и строительству вокзальных комплексов. Опыт Ципулина был признан и востребован на международном уровне.
Скромные награды и пенсия в 63 года
Ципулина охотно награждали почетными грамотами республиканского уровня, 15 февраля 1968 года вручили знак "Почетного железнодорожника", а в ноябре Виктора Петровича отправили на пенсию по возрасту. В биографии сказано, что он ушел сам. Но насчет этого одолевают смутные сомнения. 63 года для мужчины не возраст, если только он не инвалид. О том, что Виктор Петрович Ципулин был им или у него появился брак в работе, информации нет.
Как же так
За добросовестный труд Ципулина отметили грамотами. Никаких премий и орденов. Зато его "детища" получили статус памятников архитектуры.
Дата смерти замечательного архитектора, как и место его упокоения, НЕ ИЗВЕСТНЫ. Не знаю, как для вас, но для меня это был шок.
Как вариант объяснения - почему так - могу предложить только одно мнение на той же странице в ВК. Привожу его с минимальными сокращениями. Это ответ в комментариях, где читатель удивлялся, как и мы, такому непонятному забвению заслуженного человека.
"Геннадий Лаптев ответил Дмитрию
Дмитрий, странного ничего нет. После выхода работника на пенсию, работодатель официально не обязан отслеживать судьбу работника, если конечно он не состоит в ветеранской организации (совете ветеранов и т. д.). Но даже в этом случае ведение личного дела прекращается. А человек конечно был. То, что о нем ничего не было известно, также вполне объяснимо. В «Ленгипротрансе» о нем, что очевидно, прекрасно знали. И сейчас о нём там помнят. О Ципулине В. П. не было информации в Карелии, что объясняется крайне низким уровнем развития краеведения в нашей республике, отличительной чертой которого является поверхностное рассмотрение любого исторического вопроса. Чтобы понять, о чём я говорю, попробуйте изучить историю любого исторического здания в нашем городе(ПТЗ) - поработайте с открытыми источниками, публикациями в газетах и журналах, сходите в архив, пообщайтесь с жителями этих домов и т. д. Вопросов по каждому объекту у Вас возникнет несколько сотен, а ответов будет кратно меньше..."
Не заметили ухода
Судя по справке, которую представил директор музея Ленгипротранса, о знаменитом архитекторе и там знают не так уж много. Просто не заметили время ухода из жизни человека, который на совесть трудился в этом самом Ленгипротрансе и созданное им сейчас стало памятниками архитектуры. О том, что памятники были созданы "Ленгироптрансом" сообщать не забывают.
Память о человеке
Возвращаясь к вокзалу в Петрозаводске, скажу еще - на здании никакой таблички о том, КТО автор здания, тоже нет. Есть табличка о том, что среди работников депо был ветеран Великой отечественной войны. Память о ветеране - правильно. Но забыть о том, кто создал это архитектурное чудо Карелии, большое свинство. Кому эта претензия? А не знаю! У нас же сейчас так - глупость и бессовестный формализм чиновников уже зашкаливает, а на ... послать некого.
Но. Надеюсь, что теперь о том, кто такой Ципулин узнают хотя бы читатели статьи.
Будете в Петрозаводске, Риге, Астрахани.. вспомните об этом замечательном архитекторе и помяните добрым словом. Кто знает, может быть кто-то знает, где он похоронен и сообщит об этом. А мы уже со своей стороны постараемся эту информацию довести до нужных ушей.
Справка.
Петрозаводский железнодорожный вокзал открыт в марте 1955 года.
Строился 2 года.
Высота шпиля 17 метров, длина корпуса 82 метра.
Стоимость реконструкции вокзала в 100-летию РК - около 800 миллионов рублей.
Памятник архитектуры в традициях позднего неоклассицизма.
В 1979 году пристроен багажно-кассовый центр (архитектор Э. В. Воскресенский), имеющий главный вход со стороны перрона.
Вокзалы В.П. Ципулина: Петрозаводск, Рига, Саратов, Астрахань и другие.
Предлагаю читателям обратить внимание и на другие статьи канала:
О сталинских «путевках в жизнь» для артистов и шутке на тему репрессий от друга Аркадия Райкина.
На пешеходном переходе у собак тоже должны быть права.
Нашли в лесу гранитную глыбу. На ней поминальная молитва и 8 имён. Провели свое расследование.