Найти в Дзене
Стакан молока

Романс бессмертен!

Был когда-то ныне забытый композитор Рязанов. Профессор Ленинградской консерватории, автор множества симфоний и других опусов, сторонник модернизма. Вот как он относился к одному из любимейших музыкальных жанров нашего народа: «Революция убила цыганский романс, вернее уничтожила «площадку», на которой он мог культивироваться; тем удивительнее, что «охвостья» этого романса продолжают жить – притом в такой среде, которой, казалось бы, чужды надлом и всхлипыванья сквозь пьяный угар ресторанного кабинета. Очевидно, домашние вечеринки под выпивку и танцульку, проходящие вне общественного контроля, киноэстрада и отчасти «клубные дивертисменты» заменили цыганскому романсу его былую почву. Эмоциональное содержание цыганского романса изжито; сохранилась одна внешняя форма, шаблонная манера исполнения, – никем не чувствуемая и не переживаемая…»

Цитата очень ёмкая и, я бы сказал, паскудная. Во-первых, почему романс автор связывает только с ресторанным кабинетом? Его пели в разных обстоятельствах, и в частных компаниях, и парочки в парках, и на приличной эстраде, в том числе и в присутствии высшего общества, включая царя. Домашние вечеринки товарищ Рязанов, видимо, хотел бы поставить под общественный контроль; это как – мы собрались с друзьями и подругами попеть, потанцевать, и должен присутствовать представитель жилуправления, парткома или профкома, так, что ли? Как это – «изжито эмоциональное содержание романса»? Что за чушь? Это ведь песни о любви – о счастливой и несчастной, о встречах и разлуках, о ревности, о смерти…

Очень интересно, когда и где это писалось. Писалось в 1930 году и не в газету, не в служебную записку, где нужно было подладиться под изгиб политической линии партии, а в личный дневник. И опубликовано много позже, когда уже нападки РАПМ (Российской ассоциации пролетарских музыкантов) и партийных фанатиков на романс уже почти заглохли. Значит, это было глубокое личное убеждение товарища Рязанова. И, слава богу, что он забыт, и его взгляды не оказывают никакого воздействия на публику.

А нападки на романс, конечно, были. Вспомним лишь один пример – как придирались к замечательному романсу «Только раз бывает в жизни встреча…» Заставляли петь «Много раз бывают в жизни встречи…» Впрочем, ретивые блюстители нравственности придирались не только к романсам. Так, в «Песенке военных корреспондентов» на слова Константина Симонова вместо строки «От ветров и водки хрипли наши глотки» велено было петь «От ветров и стужи петь мы стали хуже». Но это отдельные, хоть и печальные примеры. А в целом романс устоял, выжил и сейчас занимает почётное место в репертуаре наших певцов. И представителей старшего поколения, и талантливой молодёжи, таких, как несравненная Ирина Крутова.

И последнее. Рязанов писал о цыганском романсе. Думаю, все знают, что между цыганским и русским романсом нельзя провести чёткую границу. Фактически они слились. Но – в этой заметке нелишне будет напомнить, что через год после того, как товарищ Рязанов изрыгал в дневнике проклятия в адрес цыганского романса, в 1931-м, в СССР был открыт первый в мире цыганский театр «Ромэн», сразу ставший необычайно популярным. Так-то, профессор.

Tags: Эссе Project: Moloko Author: Баранов Ю.К. Книга "Мёд жизни" здесь и здесь