НАФТАЛАН, курортный ныне город на берегу реки Нафталан, построен на месте селения с одноимённым названием, происхождение которого("Нафта") означает «вытекающая, просачивающаяся» на мидийском языке (государства на территории Азербайджана). Есть и простая версия в переводе с азербайджанского, означающая "место, где находится нефть". Существует и точка зрения, выдвигающая шумерскую версию. Корень слова "нефть" относится к давнему шумерскому "напату" (горячие камни), т.е. восходит к шумерской цивилизации. В Шумерских медицинских записях говорится, что нафталанская нефть использовалась в лечении многих болезней.
Во время нефтяного бума в Азербайджане немецкий инженер Ягер, заинтересовался нафталановой нефтью и наладил производство мази «Нафталан» в Германии. Впрочем нефть использовалась с древних времен в Азербайджане.
Достопримечательностей на территории Нафталана связаны в основном с природой и оздоровительными объктами.
- Музей костылей олицетворяет место здравницы, где каждый костыль, оставленный в этом музее, имеет свою историю со счастливым концом.
- Краеведческий музей представлен археологическими находками и экспозициями истории курорта, где собраны национальные костюмы и украшения, предметы домашнего обихода и приспособления для добычи нефти
- Парк Низами собрал образцы средиземноморской флоры. Имеется также искусственное озеро.
Красный мост XVII века, построенный из красного кирпича, что и дало ему название. Он соединяет два берега реки Храми, по которой проходит граница между Грузией и Азербайджаном.
- в селе Гашалты-Гарагоюнлу обнаружены несколько слоев, начиная от периода энеолита (медно-каменный век, предположительный возраст постройки - шесть тысяч лет) до начала железного века, могил и захоронений. Завершает же последний слой, стены жилища времен Государства Атабеков.
Город ГАДЖИГАБУЛ расположен в одноименном районе на Кура-Аразской равнине и занимал часть древней Мугани (топоним восходит к племени Маги, смотрите в ленте пост "Из древней истории современного Азербайджана", а также в википедия Маг). Здесь располагались караван-сараи как для паломников, так и для торговых караванов. С этим связано название селения в далёком прошлом(Гаджи называют паломников, совершающих Хадж в Мекку). Один из таких караван-сараев недалеко от озера Гаджигабул соорудил шах Аббас в 16 веке, а в период правления Сефевидов был построен город, названный тогда Махмудабад. Позднее это название было забыто и уже город снова стал называться Гаджикабулом.
На горе ХАРАМИ обнаружены остатки циклопического сооружения с петроглифами на стенах периода энеолита. Вокруг него, на камнях также обнаружены изображения людей и животных.
В селении Губалы-Балоглан на берегу реки Пирсагат находится ханега Пир Хусейн(ученый и мыслитель), в которую входят: старинная мечеть с минаретом, крепостные стены, караван-сарай, жилые помещения (13-14 вв.), мавзолей шейха Хусейна (11 в.), старинный мост (17-19 вв.). В настоящее время часть изразцов находится в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга и Музее литературы им.Низами Гянджеви в Баку.
В селении Удулу сохранилась оборонительная башня ГЮНГЕРМЯЗ эпохи раннего средневековья.
Здесь было развито ковроткачество. До наших дней сохранилась традиция ручных ковров типа «Сары халча» Ширванской школы.
Город ТЕРТЕР расположился по обеим берегам реки Тертер. Селение Тертер в 1949 г. было преобразовано в город Мир-Башир (по имени азербайджанского партийного деятеля Мирбашира Касумова). После 90-х г.г. прошлого столетия название Тертер было восстановлено. В Тертерском районе протекает река Инджа («Нежная») и Хачин-чай. Город расположен на древнем караванном пути, его историческое название — Чапархана. На пути к восстановлению и утраченные 30 лет назад селения Тертерского района. Населённые пункты Суговушан и Талыш были освобождены от оккупационных вооружённых сил.
Этимология названия города Тертер не имеет ясного объяснения. А однозначным является только факт того, что город был назван по топониму реки, на берегу которой появилось селение, а после вырос город. Один из многочисленных вариантов - это версия мифологического характера, наименование древнего хтонического подземного божества, которое и отразилось в топонимике. Водные источники (реки, озера, моря) являлись неотъемлемой части культов Великой Матери. По этой версии, "Тартар" относится ко временам культа земли, который патриархальные эллины трансформировали в страшную бездну, по мере победы мужских богов над древними женскими и анимистическими.
В современной этимологии считают, что европейские хронисты средних веков, для которых центральная Евразия и Восток были территорией непознанной, источником опасности, назвали эти места “татар”, трансформированное в “тартар”. Есть ещё одна версия, возможно самая близкая. Это повторяющийся дважды корень слова "тар", одного из древнейших инструментов народного творчества этих мест.
Поблизости имеется ряд архитектурных объектов: в селениях Тертер, Кенгерли, Гарадаглы, Гайнаг, Азад Гарагоюнлу.
Талыш, село, которое XVIII-XIX в.в. являлось центром Гюлистанского меликства, коих было 5 в Карабахском ханстве, ныне освобождено от оккупации. Здесь должны быть следы дворца Гюлистанского меликства.
Христинский албанский монастырь Уреквенг XIII в. вблизи села Талыш Тертерского района, освобождённого недавно от оккупации. Это развалины некогда комплекса, состоящего из старой албанской церкви (5в.) периода Кавказской Албании уже в составе Сасанидского Ирана., башни и захоронений, которые относятся к постройкам позднего периода 13 век.
Каланкат, или Каланкатус - село в области Утик, откуда родом и легендарный Моисей Каланкатуйский, автор известного источника по истории Албании. Правда, в открытых ресурсах нынче имя его звучит несколько иначе, чем в изданиях советского периода. И даже пусть предположительное албанское происхождение Моисея Каланкатуйского (уж извините, но пишу его имя по привычке так, как привыкли) аккуратно убирают пока из преамбулы вики-статей. И это несмотря на то, что все основные источники говорят о спорности, но большей вероятности именно албанского происхождения. Впрочем, возвращаясь к вопросу села, то оно располагалось на берегу реки Тертер.
Комплекс Святого Елисея находится в отрогах горы Муровдаг (1264 г.) между сёлами Суговушан (ныне освобождённый от оккупации) и Тяпякенд. Связан этот монастырский комплекс с царём Вачаганом Благочестивым из династии Аршакидов Кавказской Албании.
Чилябюрд, село в Тертерском районе, находящееся также в отрогах гор. Название состоит из "чиля" (род) и "бюрд", или "берд" (крепость, стена) и означает в целом "село, общество людей". В этой местности, всё ещё оккупированной, располагаются предположительно на данный момент монастырь, старые мосты.