Найти тему
Классическая ГИТАРА

Насколько часто композиторы бывают плохими инструменталистами, которые не могут сыграть свои собственные композиции?

Композитором, который был известен как едва компетентный игрок на любом инструменте в оркестре, был Пол Хиндемит (1895 - 1963). Но всё же, его собственным инструментом, на котором он был действительно компетентным, был альт.

При этом Хиндемит был колоссальным гиком, который делал такие вещи, как запоминание наизусть европейских расписаний поездов. Он твёрдо верил, что композиторы должны быть хорошими всесторонними музыкантами. Его тщательное изучение каждого оркестрового инструмента позволило получить хороший побочный эффект: он зашёл так далеко, что написал сонату почти для каждого оркестрового инструмента, кроме ударных. Вы тромбонист, и вам нужна современная музыка для сольного концерта? Прекрасно, Хиндемит вас прикроет.

Композиторам не обязательно уметь виртуозно играть на всех инструментах, для которых они пишут. Похоже, что Джими Хендрикс не умел играть на барабанах. Однако, в предыдущие века большинство композиторов изначально поднимались по служебной лестнице инструменталистов, и поэтому были компетентны по крайней мере на одном инструменте. Обычно это были клавишные.

Бах был легендарно блестящим клавишником и, по крайней мере, хорошо играл на скрипке и, возможно, на виолончели. Гайдн был мальчиком-хористом, который позже стал профессионалом, способным отлично играть на клавесине и скрипке. Моцарт был гениальным клавишником, Бетховен — виртуозным пианистом, как и Брамс.

Эта традиция по большей части отмерла в XIX веке, когда композиция стала более сложной. Арнольд Шёнберг, у которого было всего несколько уроков музыки в своей жизни, научился играть на виолончели, и в результате так и не стал виртуозом, хотя, по-видимому, был очень музыкальным исполнителем. Рихард Вагнер — единственный известный композитор, который, по слухам, не мог сыграть на каком-либо инструменте в какой-либо степени компетентно, хотя был очень уважаемым оркестровым дирижёром.

В общем, способность сочинять музыку является частью общей музыкальности, и поэтому обычно ожидается, что композитор будет способен лично воспроизводить музыку тем или иным способом. В современную эпоху, когда способность самостоятельно записывать музыку больше не является существенной частью инструментария композитора, можно сказать, что композиторы, скорее всего, должны уметь «управлять» своим инструментом, будь то софт Ableton Live или что-то подобное.

По материалам публикации (англ.).

Композитор, не умеющий толком играть — не слишком распространённое явление, по крайней мере в области классической музыки. Еще в XVIII и XIX веках молодые студенты-музыканты проходили очень строгую подготовку в области исполнения (а во многих случаях и импровизации).

Таким образом, было скорее правилом, чем исключением, что известные композиторы были также опытными исполнителями на выбранном ими инструменте. Однако было несколько серьёзных исключений.

Франц Шуберт играл на пианино достаточно хорошо, но, говорят, недостаточно хорошо, чтобы исполнить свою собственную фантазию «Скиталец» или что-нибудь ещё сравнимой сложности. По сути, он был слишком занят, сидя за своим столом, штампуя по нескольку шедевров в день, чтобы иметь время на большую практику на инструменте.

Видео: «Bertrand Chamayou - Schubert "Wanderer Fantasy" - II. Adagio».

Гектор Берлиоз мог наиграть несколько аккордов на гитаре и несколько зачаточных нот на флейте, но не более того. Он не был настоящим исполнителем и никогда не питал иллюзий о том, что станет им.

Но он мог слышать многослойные оркестровые партии в своей голове, и у него не было проблем с переводом крупномасштабных оркестровых или хоровых произведений на бумагу без помощи инструмента. И он гордился этим, говоря, что это освобождает его воображение. Он развивал музыку в направлениях, которые не были связаны с какими-либо формулами и привычками, сформированными опытными пианистами, струнниками и тому подобное. В этом был его гений: он изобрёл совершенно новый оркестровый язык, руководствуясь только собственным слухом и воображением.

Все перечисленные составляют скорее исключение, чем правило.

Что касается поп-рок-жанров, то для великого лидера и автора песен гораздо более характерно иметь самые посредственные инструментальные скиллы из всех участников группы. Джон Леннон, по его собственному откровенному признанию, был довольно ограниченным гитаристом. Можно сказать, что сочинение песен само по себе было его инструментом. Лу Рид был ещё одним замечательным примером. Еще один — Роджер Уотерс.

Именно это (помимо всего прочего) отличает рок и поп от джаза или классики. Вам не нужно быть таким уж великим виртуозом, чтобы быть на абсолютной вершине на своём поле. Вы просто должны быть кем-то, кто может захватить воображение масс действительно хорошей историей, хорошей твёрдой мелодией (или «хуком») с 3 или 4 аккордами. И это само по себе является большим достижением.

Это просто не тот вид или бренд «величия», который зависит от инструментальной виртуозности. Он исходит из своей собственной уникальной эстетики. Если вы можете собрать силы, чтобы стать харизматичным певцом, рассказывающим свои истории, и у вас есть масса работы, чтобы доказать это... Ну что ж, тогда вы можете оставить мастерство шредера парню, которого наняли, чтобы играть на соло-гитаре в вашей группе.

По материалам публикации (англ.).