Найти тему
Алиорам алтайский

Московский диплодок: история одного скелета

От скелета динозавра веет неземным величием. Величием, в силу его размеров. Неземным, так как его прижизненный облик может нам показать лишь воображение. Скелет – только идея, каркас некогда живого существа. Как все идеи, он и важен сам по себе, и дает простор полёту мысли. Ноги могут напоминать древесные стволы, ребра наводить на мысль о корабельных останках, но длинная череда позвонков – от хвоста к спине, от него к шее, к голове – говорит о гипнотической логике. В любом музее естественной истории можно найти человека, который добрых полчаса рассматривает динозавра. Хорошему музею нужны высокие потолки. Там, в темноте, над черепами витает смысл.

Так начинается первая глава книги «Bone Wars: The Excavation and Celebrity of Andrew Carnegie's Dinosaur» Тома Ри (перевод мой). Целая книга посвящена одному-единственному динозавру и его скелету. Копия именно этого скелета стоит в Московском палеонтологическом музее имени Ю. А. Орлова. Рядом – скромная табличка, говорящая, что Эндрю Карнеги подарил копии скелета нескольким музеям, в том числе и российскому.

За этими скупыми строчками – целая история. Попробую её пересказать.

Всё началось в декабре 1898 года, когда американский миллионер и филантроп и плейбой Эндрю Карнеги открыл газету New York Journal и увидел там это:

«Земля содрогалась под его весом в 120 000 фунтов»! 
«Когда он гневался, ужасающий рев был слышен за десять миль»!
Искусство газетного заголовка во всей красе.
«Земля содрогалась под его весом в 120 000 фунтов»! «Когда он гневался, ужасающий рев был слышен за десять миль»! Искусство газетного заголовка во всей красе.

Карнеги как раз перестраивал музей естественной истории в Питтсбурге. И решил, что неплохо бы и себе такого динозавра в музей. По легенде, он тут же отправил телеграмму директору музея Холланду и предложил тому отправиться в Вайоминг (где был найден динозавр из газеты), чтобы заполучить находку себе. «Всё что угодно за ваши деньги»* – ответил директор и отправился в путь. Через некоторое время ему улыбнулась удача, был найден неполный скелет нового вида диплодока, а через год – ещё один. В 1901 г. находка была описана Джоном Беллом Хатчером. как Diplodocus carnegii, в честь спонсора. Скелет отправили в Питтсбург. Но вот незадача – музей еще не был готов, так что установить скелет было негде. Хатчер подарил Карнеги небольшую реконструкцию скелета:

Рисунок из монографии Хатчера о диплодоке
Рисунок из монографии Хатчера о диплодоке

Рисунок так понравился Карнеги, что он повесил его у себя в замке Скибо, в Шотландии, где проводил каждое лето. Именно там рисунок и попался на глаза не кому-нибудь, а королю Великобритании Эдуарду VII. Король вежливо поинтересовался, как бы заполучить такой скелет в лондонский музей естественной истории. Карнеги был рад оказать услугу коронованной особе. Он обратился всё к тому же Холланду с просьбой найти ещё одного диплодока. Но Холланд резонно возразил, что другого такого может и не найтись. И предложил отправить в Великобританию копию, слепок скелета в натуральную величину. Карнеги согласился. И вот 12 мая 1905 года скелет Diplodocus carnegii (потом получивший прозвище Диппи) был торжественно представлен публике.

Вот как это было, почти 112 лет назад
Вот как это было, почти 112 лет назад

Король, правда, на открытие не явился, вместо него присутствовал барон Эйвбери.

  • Это интересно. Оригинальный скелет был открыт для осмотра позже копии, только в 1907 году, когда достроили музей Карнеги в Питтсбурге.

Скелет вызвал бешеный ажиотаж у публики, так что вскоре и другие страны захотели себе по диплодоку. Подозреваю, не последнюю роль сыграл тот факт, что все расходы по изготовлению копий, доставке из Америки и монтажу скелетов Карнеги взял на себя. Первыми после Великобритании были Германия и Франция. Как пишут вот здесь, обе страны повели себя в полном соответствии с национальными стереотипами: немцы тут же составили детальный план действий и неукоснительно его соблюдали, а французы ничего толком не организовали, все сроки провалили, зато после установки копии скелета в Париже закатили пышную вечеринку. Как раз на открытии французского скелета (через месяц после немецкого) и присутствовал дядя русского царя, великий князь Владимир Александрович. Он обратился к представителю Карнеги и попросил изготовить копию для России.

  • Это интересно. Всего сделано 11 копий: Лондон (1905), Берлин (1908), Париж (1908), Болонья (1909), Вена (1909), Санкт-Петербург (1910), Ла-Плата** (1912), Мадрид (1913), Мехико (1930), Мюнхен (1932) и Вернал, штат Юта (1980-е годы).

Так свой экземпляр появился и у нас. В 1910 году столицей России был Санкт-Петербург, именно туда и доставили скелет. Собственно, история всех остальных скелетов более-менее заканчивается на этом моменте. Их привезли, смонтировали в музее, и всё. Ну ладно, потом большинству из них поменяли позы, когда выяснилось, что диплодоки не волочили хвост по земле. В Ла-Плате скелет переместили в другой зал. Лондонский Диппи в 1971 году переехал из зала рептилий в центральный холл:

Фото из Википедии
Фото из Википедии
Мое фото. Не самый выигрышный ракурс, зато видно, сколько там на самом деле народу
Мое фото. Не самый выигрышный ракурс, зато видно, сколько там на самом деле народу

А с 2018 года Диппи путешествует по городам и весям Великобритании, а вместо него в центральном холле висит скелет синего кита.

Но это всё цветочки по сравнению с приключениями российского скелета.

Которые, к сожалению, известны только в самых общих чертах. Сначала скелет установили в конференц-зале Академии Наук. Когда в 1923 г. Геологическому музею передали помещение на стрелке Васильевского острова, диплодок переехал туда. Потом, после перенесения столицы в Москву, его снова перевезли и установили в Нескучном саду. Некоторое время он стоял там. По неподтвержденной информации, во время Великой Отечественной Войны его эвакуировали аж в Казахстан. После войны его вернули в Москву. И наконец, когда построили новое здание Палеонтологического музея, скелет установили на его нынешнее место. Таким образом, российский скелет попутешествовал больше любого другого из этой серии!

Скелет в Московском палеонтологическом музее
Скелет в Московском палеонтологическом музее

Чуть подробнее можно почитать в книге Антона Нелихова «Изобретатель парейазавров». Мне же удалось найти, по сути, только эту фотографию:

-7

*На самом деле нет;
**С Ла-Платой забавная история вышла. В своё время посол Аргентины в США обратился к Карнеги понятно с какой просьбой. На что ему вежливо, но твёрдо ответили, что уже очень многие хотят себе диплодоков, поэтому запросы принимаются только за подписью главы государства – царя, короля или президента. Пришлось президенту Аргентины лично писать письмо Карнеги, после чего очередная копия отправилась и в Ла-Плату.

P. S. Для тех, кто здесь впервые, вот подборка моих обзоров разных палеомузеев мира:

Литература:

  • David B. Williams. Benchmarks: May 12, 1905: Andrew Carnegie donates 'Dippy the Dino'. – https://www.earthmagazine.org/article/benchmarks-may-12-1905-andrew-carnegie-donates-dippy-dino
  • Nieuwland, I. 2010. The colossal stranger: Andrew Carnegie and Diplodocus intrude European Culture, 1904-1912. Endeavour. Vol 34, No. 2.
    Rea, T. (2001)
    Bone Wars. The Excavation and Celebrity of Andrew Carnegie’s Dinosaur. University of Pittsburgh Press (Pittsburgh).
  • Е. А. Сенникова. «ПОДАРОК ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА» – О СЛЕПКЕ СКЕЛЕТА ДИНОЗАВРА DIPLODOCUS CARNEGII. ПАЛЕОСТРАТ-2014. Годичное собрание (научная конференция) секции палеонтологии МОИП и Московского отделения Палеонтологического общества при РАН. Москва, 27–29 января 2014 г. Тезисы докладов. Алексеев А.С. (ред.). – М.: Палеонтологический ин-т им. А.А. Борисяка РАН, 2014.

P. S. Пост изначально опубликован в моем блоге. И как же я удивился, когда увидел, что буквально за пару месяцев до меня Александр Храмов написал отличную «Картинку дня» на ту же тему! Как я ее пропустил — уме не приложу.