Давненько я не выкладывал отчетов из разных диномузеев. Сегодня — Брюссель.
Название музея: Royal Belgian Institute of Natural Science.
Официальный сайт: https://www.naturalsciences.be/en/museum/exhibitions-view/239/394/390
Жемчужина коллекции: игуанодоны из Берниссара
Когда посетил: июнь 2014.
Есть музеи, которые у всех на слуху. Например, все знают Музей естественной истории в Нью-Йорке (возможно, благодаря фильму "Ночь в музее) и Музей естествознания в Лондоне. Они возглавляют всевозможные топы, их непременно надо посетить хотя бы раз в жизни. Чуть менее известен Берлинский музей, хотя отпечаток археоптерикса и самый высокий в мире скелет брахиозавра выделяют его среди остальных. Но есть и другие.
Вот, например, Бельгийский королевский институт естествознания в Брюсселе.
Я почти ничего про него не слышал, а оказалось, что он очень крут. Честно говоря, он мне понравился даже больше, чем хваленый лондонский. Хотя возможно, дело в том, что в Лондоне вечно толпа народу, а в Брюсселе было тихо и спокойно.
Итак, на входе нас встречают тематические граффити:
Символ музея: игуанодон.
В музее просторно. Говорят, самый большой зал в палеонтологическом музее в Европе. Обратите внимание, как мало людей. А ведь это суббота!
Сначала пройдемся по классике. Вот скелет диплодока. Это тоже Diplodocus carnegii, как в Москве, только вроде бы слепок с какого-то другого скелета:
Еще один классический динозавр, трицератопс:
Всеобщий любимец, тираннозавр:
Это копия скелета тираннозавра по имени Стэн. Именно его изобразил Джон Конвей на этой картинке:
Впрочем, гораздо больше Стэн прославился тем, что оригинал несколько лет назад продали на аукционе почти за 32 миллиона долларов, что вызвало большой скандал в палеонтологических кругах. Но это оригинал. После продажи оригинала Институт Блэк Хиллс сохранил себе сканы скелета и до сих пор продает точные копии всем желающим за 150 000 долларов. В основном копии разошлись по США, но несколько штук есть и в Европе: в Милане, Осло, Манчестере и вот в Брюсселе. Смотрится внушительно, что и говорить:
Еще одна зверюга, которую мы помним с детства (а может, и не с детства), это стегозавр:
По-моему, это один из самых странных динозавров вообще. А может, и самый странный (после теризинозавров). Более крупное фото скульптурки под его ногами:
Криолофозавр. Пингвин у его ног - не просто так. Дело в том, что криолофозавра нашли в Антарктиде, а там и во времена динозавров было не то чтобы очень жарко. И полярная ночь тоже была. Но криолофозавры как-то справлялись.
В брюссельском музее вообще хорошо с оформлением экспонатов. Вот струтиомимус («страусоподобный») рядом с чучелом страуса:
А вот — коготь дейнониха из металла:
Прочие экспонаты тоже радуют. Вот, например, скелет амурозавра, у которого можно рассмотреть зубную батарею (напоминаю, что все фото увеличиваются по клику):
Скелет, кстати, непростой, а с историей. Полностью этот динозавр называется амурозавр (Amurosaurus riabinini). Как видно по названию, найден он на берегах Амура, а именно – возле Благовещенска. Так что эта находка приехала из России. Приятно.
Или вот прекрасный экспонат. Отпечаток синозавроптерикса, покрытого протоперьями. Это одна из первых находок, после которых стало понятно, что перья были у гораздо большего числа видов динозавров, чем считалось раньше:
Скелет велоцираптора (куда уж без него):
Родословная птиц:
Череп паразауролофа и строение его гребня:
А вот и они: знаменитые игуанодоны из Берниссара. Это целая куча скелетов игуанодонов, которых нашли еще в 19 веке. Им отведена большая площадь на нижнем этаже музея. Там можно погулять, рассмотреть их с разных сторон и попытаться представить, как они лежали в земле все эти миллионы лет:
Отдельно стоящая лапа игуанодона:
Вообще говоря, далеко не все выставленные в музее скелеты — настоящие окаменелости. Часто это копии, слепки. Таков, например, громадный диплодок в московском палеонтологическом музее (что не мешает ему быть прекрасным экспонатом с интересной историей).
На то есть несколько причин. Во-первых, не у всех динозавров вообще найдены полные скелеты. Например, у Стэна, которого мы видели выше, на самом деле найдено всего 65% скелета. А вот, например, реконструкция пуэртазавра, которая показывает всё, что реально нашли:
С таким количеством костей эффектную экспозицию не построишь:) Вот и приходится выкручиваться: то сделают копию от другого скелета, то отзеркалят какую-то часть.
Во-вторых, многие кости очень хрупкие, и как-то страшно ставить их в музейный зал, где на них будут дышать и щелкать вспышками фотоаппаратов миллионы людей. Некрасиво получится, если кости тихо-мирно пролежать в земле 70 миллионов лет, а потом развалятся через три-четыре года в музее. Ну и наконец, ученым же тоже эти кости нужны! Хочется их померить со всех сторон, под микроскопом рассмотреть, в томограф засунуть, а то и на кусочки распилить. А если кости смонтированы в скелет, а скелет выставлен в зале музея — то фигушки вам, а не научная работа.
В таких случаях проще выставить на всеобщее обозрение хорошую копию, а самим изучать оригинал в свое удовольствие. Но в Брюсселе игуанодонов хватает, так что можно себе позволить выставить настоящую лапу для зрителей. Вот и табличка специальная. Оригинал, не хухры-мухры.
А еще это пример хорошей подачи материала. В московском музее тоже очень много настоящих окаменелостей, но никто на них внимание не акцентирует. А иногда стоило бы. Вот, например, череп тарбозавра:
В Брюсселе его бы выставили на отдельную тумбу под стекло, сравнили бы с тирексом, подписали бы, что это голотип (типовой экземпляр) вида, что это настоящая окаменелость... А у нас — ну череп и череп, мало ли таких.
Но в целом отличный музей, очень понравился. И еще раз обратите внимание: лето, суббота, день. Народу почти нет. Можно хоть весь день ходить по музею, разглядывать эту красоту в свое удовольствие. Буду в Брюсселе еще раз — пойду снова.
P. S. Для тех, кто больше любит смотреть, чем читать: виртуальная экскурсия по музею от Дмитрия Пащенко. В отличие от меня, Дмитрий — настоящий палеонтолог, и рассказывает очень увлекательно. Рекомендую посмотреть (если есть свободных два часа).