Найти в Дзене
62ИНФО

Назван предполагаемый виновник вони в Рязани

Оглавление

В рязанском правительстве устроили совещание по сильной вони, которую уже неделю ощущают жители разных районов города. 13 октября слово дали чиновникам, руководителям надзорных ведомств, крупных предприятий и профильных общественных организацией. 62ИНФО выбрал главное из двухчасового разговора — в том числе название завода, вероятно, ответственного за происходящее.

Какие данные есть

Запах появился 6 октября, жалобы поступали из разных районов города. Областное минприроды первым официально назвало загрязняющее вещество: сероводород. Тем вечером его концентрация в районе Турлатова превышала допустимую в 20 с лишним раз.

Замеры продолжились и в последующие дни, рассказал на совещании министр Александр Новиков. В Турлатове результаты вновь оказались удручающими: 8 октября сероводорода в воздухе было в 10,9 раза больше нормы, на следующий день — в 13,9, затем — в 5,6 и в 3,7.

Цифры этого же порядка озвучил и Роспотребнадзор.

«Хотели бы разобраться, что мы делаем не так, почему происходят такие вещи», — заявил зампред правительства Дмитрий Филиппов (он вёл обсуждение). Чиновник признал, что «ситуация вызывает опасения» — именно из-за подтверждённого присутствия в воздухе загрязняющего вещества, которое может негативно влиять на здоровье людей.

Филиппов убеждён, что к таким выбросам не могла привести случайность или стечение обстоятельств — только «нарушение технологического режима».

Версия — нефтезавод

Чаще всего в разговоре упоминали РНПК. Именно её очистные сооружения расположены в Турлатове, и именно на неё возлагает вину за вонь большинство рязанских пользователей соцсетей.

«Запах этот — запах не наш», — прямо заявил замгенерального директора по промышленной безопасности и охране окружающей среды РНПК Евгений Макеев, подключившийся к видеоконференции только с четвёртой попытки, когда Филиппов уже подводил итоги. По его словам, предприятие работает в штатном режиме, технологических нарушений не было, а почти 2 500 анализов воздуха, сделанные в октябре в том числе в жилой зоне, превышений по загрязнителям не выявили.

«Мы, как и все горожане, очень надеемся, что источник будет найдет и купирован», — подчеркнул докладчик.

Филиппов объяснил пристальное внимание к нефтезаводу тем, что наличие конкретного вещества сужает круг «подозреваемых» до его главных «производителей», и по сероводороду РНПК — один из таких. «С определённой долей вероятности можно утверждать, что запах пришёл с очистных сооружений», — признал при этом зампред.

Представитель Роспотребнадзора Ирина Акимова была более конкретна: «Мы предполагаем, что виновником этой ситуации всё-таки является нефтеперерабатывающая компания». Идущая сейчас плановая проверка уже выявила некоторые нарушения (какие — не уточнялась), так что против предприятия возбудят административные дела.

Свою проверку на РПНК начал и Росприроднадзор. Сейчас он ждёт приезда ведомственной лаборатории из другого округа. Результаты работы с её замерами и документами озвучат после 6 ноября. К этому сроку даст свою оценку и природоохранная прокуратура, хотя данные проб воздуха она готова озвучить и раньше.

Другие версии

В очистные сооружения нефтезавода поступают городские коммунальные стоки, так что на беседу пригласили и руководство «Водоканала», чьи сети задействованы в этом процессе. Никакого форс-мажора в октябре не было, заверил директор Андрей Акулов. Объём стоков не увеличивался, повышенного содержания сульфитов в них не обнаружили, насосные станции не отключались. Если бы в работе канализации были перебои, жители это бы заметили, добавил в доказательство докладчик.

Специалисты изучили и другие возможные источники. Минприроды брало пробы на Ряжском шоссе, в Строителе, в Восточном промузле, а также у шламонакопителя в Поленской балке и на площадке с отходами птицефабрики в селе Александрово — везде оказалось чисто.

Министерство проверило зарегистрированные предприятия-загрязнители в Южном промузле, нарушений не выявило. Их суммарный выброс — десятитысячные доли от того, что «производят» РНПК и другие крупные заводы, право контролировать которые есть не у региона, а у упомянутых федеральных ведомств.

Природоохранный прокурор Ирина Артюшатская подключилась к видеоконференции прямо с завода «Техно» (флагман группы «Технониколь»), где идёт проверка. Также в после зрения «Технофлекс», Окская птицефабрика.

Исполнительный директор «Техно» Юрий Кушнеревич рассказал: замеры воздуха на границе санитарно-защитной зоны показали, что «у нас всё хорошо», да и в принципе сероводород там выделяется только при заправке транспорта, но не при производственных процессах.

В том же ключе выступила и представитель «Русской кожи» Мария Фёдорова: всё в штатном режиме и в цехах, и на очистных. Собственно, в Приокском и Канищеве и не воняет, признал Филиппов.

Замруководителя приокского управления Росприроднадзора Виктор Барабаш высказал экзотическое предположение, заметив, что запах появился и в центре города, чего раньше не наблюдалось. Он поинтересовался, не повредили ли рабочие при ремонта моста на улице Ленина коллектор, где течёт Лыбедь. Мэрия проверит эту гипотезу, заверил Филиппов.

Предложения общественности

С большой речью выступил руководитель объединения «Дышим чистым» Александр Суфранович. У его коллеги из Экологического рязанского альянса Евгения Рыбакова возникли неполадки со связью, но Филиппов заключил, что общественники единодушны в своих предложениях.

Суфранович считает, что властям нужно быть жёстче с заводами-загрязнителями. Выходом из проблемы с поиском источника выбросов он назвал установку датчиков на территории самих предприятий. Информация с них должна транслироваться в сети без задержек, подчеркнул активист.

Он также посетовал на неповоротливость надзорных ведомств. По мнению Суфрановича нужно менять и порядок проверок, и схемы взаимодействия органов — а также саму систему мониторинга, включая, возможно, расположение постов.

Филиппов поддержал последний пункт, признав, что меняются и архитектура застройки города, и технологические процессы предприятий. Датчики на источниках с 2023 года будут обязательны для крупнейших заводов России, напомнил он. РНПК входит в их круг.

Действия проверяющих же регламентированы на федеральном уровне, добавил зампред и подтвердила представитель Роспотребнадзора. Хотя и у неё есть вопросы к регламентам взаимодействия с коллегами. Также она посетовала на «коронавирусную» норму, которая сделала все проверки до конца года дистанционными. Сейчас ведомство изучает деятельность нефтезавода по его письмам.

Чтобы запустить внеплановую проверку, нужно доказать наличие угрозы здоровью людей. Для этого необходимо взять пробы и в санитарно-защитной зоне, и на самом предприятии — чтобы установить связь состояние воздуха. Проще говоря, чтобы попасть на завод — нужно попасть на завод.

Предложения правительства

Филиппов призвал самих промышленников к большей открытости: людям нужно рассказывать о происходящем и предпринимаемом, а неизвестность пугает. На кожзаводе идею поддержали и выразили готовность публиковать даже еженедельные отчёты, но попросили предоставить площадку. Возможно, ей станет «Экомонитор».

На «Техно» вообще готовы провести тематический круглый стол для всех желающих и заодно показать свои достижения в области охраны окружающей среды.

Открытость особенно важна РНПК, подчеркнул Филиппов. Представитель компании согласился.

Вице-мэр Рязани Надежда Штевнина предложила создать информационный ресурс, где рязанцы смогут узнать: какое предприятие какие загрязнители выбрасывает и чем они опасны. Зампред правительства идею поддержал.

Сам он, в свою очередь, заверил, что все результаты работы лабораторий и проверок надзорных органов по итогам вони последних дней также будут опубликованы.

Подобные совещания будут регулярными, добавил Филиппов. Следующее пройдёт на «Техно» — раз уж они пригласили. А трансляцию прошедшего можно посмотреть здесь.