Разберем творчество политзаключенного троцкиста, лагерного шныря, писателя и видного диссидента Варлама Тихоновича Шаламова.
Он провел в местах не столь уж и отдаленных в общей сложности 17 лет. Из них 14 лет в колымских лагерях
Один из его рассказов сборника "Артист лопаты" называется "Берды Онже" (ссылка на рассказ с сайта https://shalamov.ru/). Повествует о современной для автора жизненной интерпретации исторического анекдота про "подпоручика Киже". На всякий случай краткий экскурс....
Анекдот об офицере Киже приводит (со слов отца) Владимир Даль в «Рассказах о временах Павла I», напечатанных в 1870 году в журнале «Русская старина»:
"Однажды придворный писарь, составляя со слов императора очередной указ о производстве в следующий чин офицеров, при написании первых двух слов фразы «прапорщики ж [такие-то] — в подпоручики» ошибся — написал «прапорщик Киж», в результате в тексте указа перед реальными фамилиями оказался вписан никогда не существовавший прапорщик Киж. Когда указ подали на подпись, император почему-то решил выделить первого из новопроизведённых подпоручиков и собственноручно дописал к указу «подпоручика Киж в поручики».
Поручик Киж, видимо, запомнился императору, во всяком случае, уже через несколько дней император произвёл его в штабс-капитаны. Подобным образом Киж очень быстро рос в чине и вскоре был произведён в полковники, и на этом, последнем приказе о производстве в чин император написал: «Вызвать сейчас ко мне».
Кинувшись искать полковника, военное руководство его не обнаружило. Лишь изучив все документы о производстве, удалось дойти до самого первого приказа, содержащего ошибку, и понять, в чём дело. Однако сообщить императору об истинном положении дел никто не осмелился. Вместо этого подчинённые доложили, что полковник Киж скоропостижно скончался, из-за чего прибыть на аудиенцию не может. Император вздохнул и сказал: «Жаль, хороший был офицер».
По мотивам этого анекдота русский и советский писатель Юрий Тынянов в 1927г. опубликовал свою повесть "Поручик Киже" в которой сильно расширил сюжет! Никогда не существовавший поручик помимо производства в чины, был поставлен в караул, наказан за крик под императорским окном, высечен, сослан в Сибирь, прощён, дослужился до генерала, получил награды, а буквально перед кончиной ему были пожалованы императором имение и тысяча душ.... В 1934г по повести сняли одноименный фильм.
И именно это сюжет был положен Шаламовым в основу своего рассказа. Вкратце:
Лейтенант Куршаков начальник этапа заключенных на Колыму (можно понять, что действие происходит в 1942г, когда действительно массово эвакуировали з/к). В спешке ему дали только список этапируемых, но не выдали их личных дел.
И вот на подъезде к Новосибирску, обнаруживается, что одного арестанта не хватает! На перекличке не отозвался №60 - Онже Берды. Это означало побег, со всеми тяжкими - минус погоны, офицерский паек.... плюс - отправка на фронт!
Но старшина Лазарев предлагает молодому лейтенанту выход - найти на базаре подходящего человека, не говорящего по-русски, и забрать его, заменив сбежавшего!
Находят некоего туркмена, покинувшего родной аул от голода, и разорвав его документы вталкивают в арестантскую теплушку.
При передаче этапа в лагерь сообщают начальству, что этот Берды пытался бежать, но был пойман. И теперь напротив его фамилии значится "склонен к побегу".
Шаламов познакомился с несчастным в больнице, три года примерно спустя. Настоящая фамилия арестанта - Тошаев и он до сих пор проходит как "безучетник", т.е. не имеющий каких-либо документов, в том числе и уголовного дела.
И сразу стало ясна Шаламову аналогия с поручиком Киже! Под номером 59 значился в списке некий уголовник, к имени которого была добавлена и кличка - "Берды". Запись была - (Такой-то), он же Берды! Но из-за ошибки машинистки прозвище переехало строкой ниже, и обзавелось своим номером!!!
Не было никогда такого человека. И в результате нелепой ошибки и страха Куршаковых и Лазаревых перед своим начальством пострадал невиновный! А носитель клички, тот самый №59, не стал рассказывать правду, поскольку был вор и своя этика не позволяла ему сотрудничать с администрацией!
Итак, рассказ на самом деле просто какой-то немыслимый сбор баек и ляпов!
Первый ляп - количество з/к.
Это конечно странно, Шаламов много раз лично видел как происходит передача з/к от одного ответственного - другому.
192 этапируемых должны были пересчитать на выходе из камер/бараков, во дворе тюрьмы/лагеря, при посадке в автозаки (или при пешем покидании тюрьмы/лагеря), при выгрузке из автозаков (или при пешем прибытии к ж/д станции) и наконец при посадке в теплушки! Минимум 5 проверок численности!!!
Это осуществляется ТРЕМЯ разными командами (сотрудниками тюрьмы/лагеря, конвоем пешим или автомобильным и конвоем ж/д)! Эти команды каждый раз при передаче обменивались расписками за сданное/принятое количество з/к!
Как при таком раскладе можно было посадить в поезд на одного человека меньше?
Да даже у самого автора есть в тексте:
В строю по пять было тридцать восемь полных рядов, а в тридцать девятом ряду стоял один человек, а не два, как было при отправке.
Сам же указывает, что при отправке было 192 з/к, так при чем здесь вообще ошибка с прозвищем?
Так может и действительно было 192, один сбежал, вот и остался 191? И для компенсации просто дернули невиновного? Сюжет конечно весь к чертям, но хоть логика появляется! Не совсем, потому что есть еще:
Второй ляп - дело заключенного.
"Безучетник" это конечно круто, вот только нереально! Личные дела осужденных хранятся и перевозятся вместе с ними. Собственно, а какая проблема выделить место под 192 папки? Но даже если в спешке их сразу не отправили, то должны были выслать с первой же возможностью!
Если нет, то идет запрос по каждому з/к! Дела сгорели? Значит запросы по месту осуждения. И все равно документы должны быть восстановлены!
И представьте, идет запрос - предоставьте данные на осужденного Онже Берды. И ответ - лиц с такими данными в картотеке не имеется, т.е. никогда такой человек к уголовной ответственности не привлекался!
Это ...опа в смысле то место, где спина называется по другому, для всех(!!!) подчеркиваю - для всех причастных к посадке невиновного! И ведь такой факт не всплыть не может! Дело только времени. А по времени есть:
Третий ляп - ответственность лагерной администрации.
В каждом лагере есть оперуполномоченный (на жаргоне - кум). Его задача сбор оперативной информации об з/к, и предотвращение нарушений законности в самом широком смысле. На странного, склонного к побегу новенького он обязан обратить пристальное внимание - найти переводчика, озадачить стукачей.... Даже без запросов правда должна была всплыть очень быстро.
Вся тяжесть ситуации, что ответственность за незаконное пребывание невиновного за решеткой прежде всего конечно ложится на конвойного лейтенанта и старшину. Но подпись начальника лагеря о приемке Онже Берды и трехгодичная неспособность опера разобраться, делает их соучастниками-укрывателями! А это уже тянет на создание организованной преступной группы, цель которой очевидно дискредитация Советской власти (ст. 58-7, 58-12, 58-14, вплоть до расстрела с конфискацией имущества). Так зачем им покрывать преступление незнакомого лейтенанта?
Так ведь Берды же еще и грамотный! Он пишет письма родным (правда ответа пока не получает). Значит он может подать жалобу (для чего в каждом лагере есть специальный ящик). И она должна быть обязательно рассмотрена! Но даже в письме родным он может попросить помощи (каким бы ни был глухим аул, там всеж есть представители власти и члены партии), но:
Четвертый ляп - частые переезды.
Итак, ответа от родных нет, потому что часты переезды! Это ведь не из барака в барак! Это про разные лагеря! Но он же "безучетник", как его переводят из лагеря в лагерь? Это получается каждый новый начальник лагеря соглашается покрывать преступление по 58ст, становясь соучастником? Три года на человека нет никакого дела! Известен только его срок из первого списка - 10 лет. Но когда они начались. а значит и когда закончиться должны, никто не знает, но всем пофиг?
В самом первом лагере начальник ругал лейтенанта, что з\к без личных дел. Но это был 42г и перед ним был целый этап из 192 человек, попробуй не прими. А тут всего одного и перекидывают из лагеря в лагерь абсолютно свободно?
Логика? Не, не слышал....
Пятый ляп - уголовные традиции.
В принципе Шаламову простительно незнание воровских "понятий". Он "шнырь" - стоит на предпоследней ступеньке лагерной иерархии и видит лишь показную часть взаимоотношений блатных.
Стучать куму для блатного конечно "западло", но без этого не проживешь! Поэтому для слива оперативной инфы авторитетные блатные используют свое окружение - приблатненных. Но это только касательно отношений с такими же блатными!
Что касается простых людей, то никаких запретов нет. А в данном случае как раз есть возможность сыграть высший воровской шик - используя ментовские законы, наказать ментов же!
Или даже больше - использовать свое знание для шантажа! Вот мол я знаю, что вы невиновного человека заточили, хотите сами в зековские бушлаты обрядиться? Не хотите? Ну так организуйте мне местечко самое непыльное, да на УДО меня пораньше отправьте...
Вот только в таком случае Берды либо отпустили бы, либо держали в своем лагере, чтобы он не рассказывал всем подряд свою историю...
Как-то так....
В общем не могу я представить, чтобы эта история оказалась правдивой хоть на 10%. Зато легко представляю как некий ушлый уголовник травит байки всем желающим.... в общем за любое материальное выражение сочувствия.
В те времена еще было в ходу выражение "дядя сарай". Так называли людей, которым можно было легко навешать лохмы лапши на уши. Мотивы разные. Просто от скуки. Развести на еду, сигарету... Да мало ли... Именно таких простаков брали с собой матерые уголовники в побег, в качестве "живых консервов" в конце концов...
А тут фельдшер в больничке. Может освобождение от работ выписать. Так почему бы ему не рассказать выдуманную на коленке историю, благо жизни тот не знает и проглотит не раздумывая...