Часть 42. Песни все же пели...
Часть 40. Охота на людей...
Часть 1.....
Несколько слов следует добавить о том, как жили в оккупационном "плену" мирные, или как говорили немцы - "цивильные" граждане. Двигаясь на запад, от одного городка к другому, от одной станицы к другой, больше по сельской местности, армия вызволяла тысячи своих граждан из сравнительно недолгой здесь немецкой оккупации. Тут были и не сумевшие эвакуироваться, хотя бы потому, что не было транспорта, а часто и просто не успевшие, поскольку наступавшие немцы, прорвав наш фронт, двигались быстро.
Многих юношей и девушек немцы отправили в товарных вагонах в Германию на принудительные работы на заводах и фермах. Они рассчитывали ими заменить рабочих, отправленных на Восток. В мясорубку, которую сами и учинили. Остались на оккупированной территории в, основном, женщины с детьми и подростки. Мужчин призывного возраста практически не было. Подросшей за время войны молодежи было немного: большая часть ушла в партизанские отряды. К войскам, по мере продвижения на запад, тут и там присоединялись небольшие отряды партизан. И у нас, на броне танков, некоторое время, в качестве десанта, действовали группы партизан - в основном, казаков. Многие в колоритных папахах и шароварах с лампасами, а некоторые даже в бурках. Воевали они отлично, хорошо знали местность, но вскоре штаб Донского корпуса забрал их себе.
Впечатления от встреч с людьми, перенесшими оккупацию были разными. Немцев вспоминали недобро, как врагов. С восхищением говорили о смельчаках, срывавших флаги со свастикой и расклеивавших антифашистские прокламации. И с презрением к односельчанам, заискивавшим перед немцами. У некоторых, к радости освобождения, примешивались опасения - плод немецкой пропаганды: "Мы отступаем временно", мы еще обязательно вернемся! У дальновидных опасения вызывали и предположения о возможном "особом внимании" к жителям оккупированных территорий. Увы, эти опасения, к сожалению, не были напрасными. Об этом красноречиво говорит, в частности, строка стандартной анкеты, заполнявшейся после войны всеми при поступлении на работу: "Находились ли вы на оккупированной территории?"
Если "да", то вам был закрыт доступ на работу во многие предприятия и учреждения; то - есть вы, ни в чем "возможно" не виноваты, но вас следует опасаться, вы гражданин второго сорта. Такая огульная подозрительность, конечно же, унижала человеческое достоинство. Но настроения радости при возвращении Красной Армии, конечно, преобладали, особенно среди молодежи. Ведь "Молодая Гвардия" была далеко не единственной подпольной антифашистской организацией. Недаром, как рассказывали жители, появлялись в праздники Красные флаги, устраивались диверсии на складах и железных дорогах, расклеивались антифашистские прокламации. Те же, кто поверил немцам, что они "навсегда" и служили полицаями, работали в немецких учреждениях и старались сделать карьеру, - вместе с ними и ушли, зная, что прощения им не будет.
Правда, известны случаи, когда патриоты шли на немецкую службу, например в полицаи, по решению подпольной организации. Таких "полицаев", конечно, реабилитировали, однако оставаться жить в этой же местности им было непросто: всем не расскажешь, нет-нет, да и обругает кто-то "немецкой шкурой", или плюнет в лицо. Встречались мне, впоследствии, такие люди и я им искренне сочувствовал.
Часть 42. Песни все же пели...
Часть 40. Охота на людей...
Часть 1.....
Спасибо за прочтение статьи! Делитесь информацией.
Ставьте лайки , подписывайтесь на канал! Буду рад видеть Ваши комментарии , мне очень интересно Ваше мнение