Модный ныне в читательской (и писательской) среде поджанр литературы «меча и магии» — гримдарк фэнтези — тоже с чего-то начинался (дословный перевод с английского grimdark fantasy — «мрачное» или «зловеще-тёмное фэнтези»). Конечно, были мрачные произведения с мечами и колдовством и в прошлом, и несть им числа. Однако закрепить бренд и назваться (само собой, в шутку) lord grimdark удалось именно британскому автору Джо Аберкромби, дебютировавшему в большой литературе трилогией о мире Земного Круга: «Кровь и железо» (название — цитата из Отто фон Бисмарка, о решении великих вопросов); «Прежде чем их повесят» (название — цитата из Генриха Гейне, о прощении врагов); «Последний довод королей» (название — цитата из кардинала Ришелье, о роли тяжелой артиллерии в геополитике). Впечатления от прочитанного (по следам далёкого уже 2018 года) — ниже.
Итак, перед нами постмодернистское фэнтези 21-го века. Трилогия пронизана циничным юмором и отсылками к произведениям других писателей, литературно переигранных и поданных под собственным авторским соусом.
Центральный герой-инквизитор — он как пыточных дел мастер у Джина Вулфа в Книге Нового Солнца — но Аберкромби наделил личность персонажа надломом, моральным и физическим; юноша (Джезаль), ведомый к престолу многомудрым магом (Байяз)— мотив берет начало из артуровского мифа (ближайший аналог из фэнтези — это артуриана Томаса Х. Уайта) — но Аберкромби изменил характеры и взаимоотношения; мегабоец-северянин Логен Девятипалый — это большая отсылка сразу ко всем варварам-северянам, шествующим по страницам произведений героического фэнтези — но и того Аберкромби заставил страдать, от приступов берсеркерства и внутренних угрызений.
Героинь мы тоже уже где-то встречали: и жестокую мстительницу-дикарку (Ферро), и своеобразную Золушку (Арди), и вздорных и стервозных принцесс... Каждому архетипу автор добавляет уникальные черты и свою «арку характера». Это, похоже, фирменный приём Аберкромби.
Сюжетные линии также берут своё начало откуда-то ещё, и узнаваемость становится дополнительным интересом в игре для читателя.
Сеттинг прекрасен. Древняя разрушенная империя и одичалые варвары на севере, примитивные не-совсем-люди шанка (нечто сродни неандертальцам и одновременно оркам Толкина) и по-восточному экзотические гурки... Кстати, осада Дагоски имеет параллели с осадой Константинополя османами и, как следствие, с обороной Королевской Гавани у Дж. Р. Р. Мартина (магическая артиллерия, цепь через залив — вот это вот всё). Но это так, лишь наблюдение, одно из многих. Помимо вселенных других писателей, вспоминаются и сериалы, и комиксы, и компьютерные игры.
Что вызывало вопросы и подпортило впечатление при прочтении, так это добавление в историю неожиданных поворотов и всевозможных обманок — иногда, такое чувство, добавленных чисто ради того, чтобы они были, или дабы выделиться. Из-за этого — намеренно или нет — нарушен баланс и ритм повествования.
Героический поход неведомо зачем, смысл которого проясняется лишь к концу (хотя внимательно читая можно догадаться в процессе) — всё равно оставляет вопросы и недоумение.
Война всех со всеми, жестокость, страдания и великие подвиги — финал как-то всё это существенно обесценивает.
Любовная линия загибается. Основным персонажам ввиду дичайших поворотов и изменений в поведении и поступках перестаешь сопереживать — кроме, разве что, инквизитора Глокты.
В итоге — нет, Аберкромби — не Мартин, и, уж тем более, далеко не Сапковский. Но есть и плюсы, которыми он выгодно отличается от старших «коллег по бизнесу»: он молод, а значит ещё есть куда расти и развиваться; и он продуктивен, т.е. в отличие от того же Мартина и в последнее время Сапковского, выпускает новые книги гораздо чаще, да и качество очевидно растёт.
За сим откланиваюсь. Но продолжение про Аберкромби в рубрике рецензий следует.