Новый железнодорожный музей Санкт-Петербурга открыт 30 октября 2017 г. в честь 180-летия железной дороги в России. В музее присутствует 118 уникальных, реальных экспонатов подвижного состава, расположенных на площади 50000 квадратных метров. Музей оснащен достаточным количеством мультимедийных инсталляций (44 штуки). Здесь всей семьей можно провести большую часть дня и не соскучишься. Каждый для себя откроет что-то новое, ранее неизвестное.
В музее представлены составы разных исторических эпох, начиная с конца 19 в. до конца 20 в. Всего здесь насчитывается 20000 экспонатов. Вход в музей платный, стоимость билета для взрослых - 300 руб, льготные билеты для школьников, студентов, инвалидов - 100 руб. Нам посчастливилось пройти бесплатно, т.к. в музее был день открытых дверей в честь дня железнодорожника.
В музее есть несколько залов, в которых размещены составы дореволюционной эпохи, советские составы довоенного и военного времени, составы послевоенного времени. Много составов находится на улице на территории музея. Расскажу о самых ярких. которые производят наибольшее впечатление. Экспозиции дореволюционного зала позволяют создать представление о составе пассажирских поездов. Вагоны в зависимости от классового предназначения раскрашивали в разные цвета, что избавляло от необходимости их подписывать. Синий вагон предназначался для пассажиров первого класса, желто-оранжевый для пассажиров 2 класса, зеленый для пассажиров третьего класса. Встречались составы с служебным вагоном.
В зале дореволюционного времени представлен состав с экспозицией вагонов, относящихся разному классу. Служебный вагон№3 был построен в 1902 году на знаменитом Русско-Балтийском вагоностроительном заводе в Риге и был поставлен на частную Китайско-Восточную железную дорогу. Его еще называли «бронированным» из-за особой конструкции кузова. Салон-вагон предназначался для поездок важных государственных деятелей, а значит, был оборудован по последнему слову комфорта: в купе была и своя ванная комната, и помещение для заседаний. Не исключено, что именно в этом вагоне, когда КВЖД еще была под японским надзором, путешествовал последний император Китая — Айсиньгеро Пуи. В конце 1940-х годов вагон был вывезен в СССР, где использовался партийными и железнодорожными руководителями.
Вагон 1 класса, окрашенный в синий цвет, предназначался для состоятельных людей. Вагон назывался мягким и отличался от вагона первого класса более шикарной отделкой, большим пространством. В вагоне I класса по ширине кузова располагалось два пассажирских места.
Вагон 2 класса был построен для частной РУЖД Коломенским заводом в 1899 г. Пассажирский поезд имел паровое отопление и газовое освещение. Вагоны 2 класса были желто-оранжевого цвета. Отличались они от вагонов первого класса большей плотностью размещения мест и менее роскошным оформлением.
Полки для сна появились в вагонах первого и второго классов не сразу. Первоначально пассажиры в них ехали сидя или полулежа на диванах или в креслах, укрываясь пледами или шалями. Позже кресла стали делать раскладными, более удобными для сна.
Более подробна экспозиция о вагоне третьего класса. Здесь есть возможность зайти внутрь и все подробно рассмотреть. об удобстве пассажиров российские железные дороги заботились не в пример лучше, чем европейские. Что объяснимо огромностью нашей страны и длительностью переездов. В вагонах третьего класса были установлены пепельницы и плевательницы, дабы публика могла и папироску выкурить, и семечки полузгать. В тёмное время суток зажигались фонари, расположенные над дверями вагона: каждый имел оборудованную тягу для удаления сажи от свечей. Чисто российское изобретение – вагонные тамбуры, аналог сеней в избах, их задача была уменьшить потери теплого воздуха на остановках, когда пассажиры входили в вагон с платформы. В зимнее время топили печи для обогрева. На деревянных лавках, притиснувшись друг к другу, ехали представители разных сословий: студенты и крестьяне, мастеровые и священники, бедные провинциальные дворяне и сельские учителя.
Уровень комфорта пассажиров разного класса отличался, как и цена билетов. Пассажиры первого и второго классов, в отличие от третьего, брали с собой в вагон лишь самое необходимое. Крупные вещи они сдавали в багаж, путешествующий в специальном вагоне, который обязательно входил в состав поездов дальнего следования. Пассажиры третьего класса размещали свои пожитки на багажных полках прямо в вагоне, ведь за провоз багажа надо было платить. Багажный вагон всегда прицеплялся сразу за паровозом, следом за ним –почтовый вагон. Это было настоящее действующее почтовое отделение на колёсах. Здесь трудились служащие, принимая и сортируя корреспонденцию. Они же отвечали за перевозку особо ценных грузов.
Почтальоны жили в почтовом вагоне, здесь была предусмотрена откидная полка для сна, туалет с откидывающимся умывальником, печное отопление.
Уже на рубеже 19-20 вв. существовали вагоны-рефрежераторы, где перевозили лед. Вагон был выкрашен в белый цвет, чтобы как можно меньше нагревался под лучами солнца. Такое изобретение позволило перевозить портящиеся продукты на дальние расстояния.
В состав поездов стали включать вагоны-рестораны и даже, как в сибирском экспрессе, вагоны-церкви. Они комплектовались из спальных вагонов прямого сообщения (СВПС) и служебных салонов-вагонов.
Развитие железнодорожного транспорта и строительство Транссибирской магистрали увеличило миграцию крестьян в Сибирь в результате аграрной реформы П.А. Столыпина. За Урал устремилось более 3000 переселенцев. Вагонов стало не хватать и с целью увеличения мест стали строить вагоны, где расположение мест было достаточно тесным, но позволяло вмещать большое количество пассажиров в одном вагоне. Такие вагоны получили название - столыпинские.
Зал дореволюционных составов сильно оживляет картину железнодорожной жизнедеятельности на рубеже 19-20 вв. Посетители с удовольствием рассматривают поезда, фотографируются, бурно обсуждают понравившиеся им объекты.
В следующей нашей статье опишу зал, демонстрирующий составы поездов довоенного времени СССР.
Подписывайтесь на мой канал, узнаете много о музеях, истории, туризме и составлении туристических маршрутов