Найти тему
Level One

Вместо иконы: зачем Малевич писал черные и красные квадраты

Оглавление

«Бег лошади можно передать однотонным карандашом. Но передать движение красных, зелёных, синих масс карандашом нельзя»: как Малевич изобрел новый художественный язык и изменил искусство.

Во время очередной попытки разгадать секрет «Черного квадрата» ученые просветили картину рентгеновскими лучами и обнаружили на ней надпись «Битва негров в пещере ночью». Возможно, в этом и был какой-то скрытый смысл, но скорее всего это просто отсылка к одноименной картине Альфонса Алле, написанной тридцатью годами ранее. А для того, чтобы понять смысл «Черного квадрата», достаточно разобраться в философии супрематизма.

Как Малевич пришел к «Черному квадрату»

Отдых (Общество в цилиндрах), 1908 год
Отдых (Общество в цилиндрах), 1908 год

🎨 Начинал с импрессионизма, как многие авангардисты. Быстро прошел все стадии распространенных в Европе художественных направлений, кроме модерна.

Точильщик (Принцип мелькания), 1912 год
Точильщик (Принцип мелькания), 1912 год

🔷 1911–1913 — кубофутуризм. Приходит к «кубофутуристическому реализму»: из-за заведомо несопоставимых элементов зритель не может быстро выстроить привычную картинку-образ, появляется бесчисленное множество интерпретаций и ассоциативных связей.

Экспозиция выставки футуристов «0,10», 1915 год
Экспозиция выставки футуристов «0,10», 1915 год

🔳 1915 — супрематизм. На «Последней футуристической выставке картин 0,10» выставляет 39 беспредметных работ под названием «Новый живописный реализм». Здесь демонстрируется «Черный квадрат».

В чем суть супрематизма

❗️ Главная концепция супрематизма — предельное упрощение для точной передачи идеи. Этого можно добиться, упростив живопись до геометрических фигур и цвета. Художник пишет синий треугольник, потому что хочет написать синий треугольник — и ни по какой другой причине.

🗣 «Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение» (К. Малевич).

Супрематическая композиция, 1916 год
Супрематическая композиция, 1916 год

🔵 Получается новый художественный алфавит. С его помощью создаются тексты на новом языке — воздействующим сразу на ощущения от цвета и формы, а не на понимание.

3️⃣ Выделяют три вектора супрематизма:

▪️ черный квадрат, элементарные формы круг, линия, крест;

▪️ многофигурные разноцветные композиции точно сбалансированных форм;

▪️ «белое на белом» — растворение цвета.

Триптих (Черный квадрат, Черный круг, Черный крест), 1916-1923 годы
Триптих (Черный квадрат, Черный круг, Черный крест), 1916-1923 годы

⬛️ Сам «Черный квадрат» можно назвать философским трактатом в форме картины, не нужно искать в нем скрытые смыслы или закрашенные слои. Это — абсолютный ноль, предел, которого достигла живопись. Малевич хотел показать, что традиционное искусство уже сказало все, что могло, и зашло в тупик. И у него получилось! Благодаря его идеям развивалось все современное искусство.

А мы продолжим раскрывать секреты художников и их картин. Подписывайтесь, чтобы не пропустить следующую часть.