«Бег лошади можно передать однотонным карандашом. Но передать движение красных, зелёных, синих масс карандашом нельзя»: как Малевич изобрел новый художественный язык и изменил искусство.
Во время очередной попытки разгадать секрет «Черного квадрата» ученые просветили картину рентгеновскими лучами и обнаружили на ней надпись «Битва негров в пещере ночью». Возможно, в этом и был какой-то скрытый смысл, но скорее всего это просто отсылка к одноименной картине Альфонса Алле, написанной тридцатью годами ранее. А для того, чтобы понять смысл «Черного квадрата», достаточно разобраться в философии супрематизма.
Как Малевич пришел к «Черному квадрату»
🎨 Начинал с импрессионизма, как многие авангардисты. Быстро прошел все стадии распространенных в Европе художественных направлений, кроме модерна.
🔷 1911–1913 — кубофутуризм. Приходит к «кубофутуристическому реализму»: из-за заведомо несопоставимых элементов зритель не может быстро выстроить привычную картинку-образ, появляется бесчисленное множество интерпретаций и ассоциативных связей.
🔳 1915 — супрематизм. На «Последней футуристической выставке картин 0,10» выставляет 39 беспредметных работ под названием «Новый живописный реализм». Здесь демонстрируется «Черный квадрат».
В чем суть супрематизма
❗️ Главная концепция супрематизма — предельное упрощение для точной передачи идеи. Этого можно добиться, упростив живопись до геометрических фигур и цвета. Художник пишет синий треугольник, потому что хочет написать синий треугольник — и ни по какой другой причине.
🗣 «Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение» (К. Малевич).
🔵 Получается новый художественный алфавит. С его помощью создаются тексты на новом языке — воздействующим сразу на ощущения от цвета и формы, а не на понимание.
3️⃣ Выделяют три вектора супрематизма:
▪️ черный квадрат, элементарные формы круг, линия, крест;
▪️ многофигурные разноцветные композиции точно сбалансированных форм;
▪️ «белое на белом» — растворение цвета.
⬛️ Сам «Черный квадрат» можно назвать философским трактатом в форме картины, не нужно искать в нем скрытые смыслы или закрашенные слои. Это — абсолютный ноль, предел, которого достигла живопись. Малевич хотел показать, что традиционное искусство уже сказало все, что могло, и зашло в тупик. И у него получилось! Благодаря его идеям развивалось все современное искусство.
А мы продолжим раскрывать секреты художников и их картин. Подписывайтесь, чтобы не пропустить следующую часть.