Имя Надежды Петровны Ламановой неразрывно связано с историей советского костюма 20-х годов. Но история модельера была полна ярких и самых мрачных событий, а её вклад не ограничивался конструктивистскими работами для конкурсов и спектаклей.
Знаменитая кутюрье Надежда Петровна Ламанова в дореволюционной России имела звание «Поставщик Двора Ея Императорского Величества». Она была первой женщиной-портной, имевшей собственное ателье в доходном доме Адельгейм на Большой Дмитровке-25, а позже и собственное здание на Тверском бульваре-10.
Ламанова дружила с первым диктатором моды – грозным и ошеломляющим Полем Пуаре. Надежда Павловна регулярно посещала Париж для совершенствования своей техники. В отсутствие Интернет-журналов и социальных сетей такие поездки были необходимыми, чтобы оставаться в курсе самых последних модных тенденций.
Надежда Ламанова отшивала платья для Её Императорского Высочества Елизаветы Фёдоровны и Её Императорского Величества Александры Фёдоровны. Платья от Ламановой были желанными у княгинь и актрис.
Именно это яркое прошлое знаменитого Московского кутюрье, одевавшей весь императорский двор, подвергло жизнь Надежды Ламановой опасности. После Октябрьской революции 1917 года большевики бездумно уничтожали наследие царского прошлого и расстреливали всех, связанных с Императорской фамилией. Такая же учесть была уготована Надежде Ламановой.
В 1919 году её арестовали, после чего должны были расстрелять. Но давний друг и один из идеологов революции Максим Горький смог спасти величайший талант отечественного дизайна. Будучи главным писателем новой страны, он освободил Ламанову из тюрьмы и способствовал её трудоустройству в театре Вахтангова.
Создавая костюмы для театральных постановок, Надежда Ламанова смогла подтвердить свою преданность новой власти и социалистическим ценностям. В 20-х годах она стала у руля советской моды, вначале возглавив Дом моделей, а потом и выпустив первый модный журнал Ателье. Вместе с художницами Александрой Экстер и Верой Мухиной дизайнер разработала ряд концепций нового костюма – от шикарных платьев и меховых пальто до рабочей одежды-конструктора.
Именно Надежда Ламанова внесла имя советского дизайна в историю мировой моды, представив оригинальные платья из подручных материалов (салфеток, скатертей и платков) на парижской Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств. Платья из разорённой гражданской войной, находящейся на грани гуманитарной катастрофы страны завоевали Гран-при за национальную самобытность.
Посвятив себя становлению советской моде и став самым влиятельным теоретиком в области костюма, Надежда Ламанова закончила свои дни в одиночестве. Трагическая смерть встретила великого дизайнера у дверей театра МХАТ, в котором она работала последние годы. В первый год Великой Отечественной войны она ожидала решение об эвакуации. Утром накануне кончины Надежда Петровна обнаружила, что всех сотрудников и артистов эвакуировали, а её оставили в охваченной паникой и хаосом Москве. Столкнувшись с предательством, сердце модельера не выдержало. История большого дизайна в Советском Союзе закончилась.
Сегодня практически не сохранилось платьев и костюмов Надежды Петровны Ламановой.
Большинство её работ исчезли, а какие-то и вовсе остались лишь на бумаге. На выставке представлены реконструкции знаменитых платьев, получивших Гран-при в Париже, по эскизам и фотографиям.
Материал подготовила научный сотрудник Музея Моды - Дарья Серёжкина