Я как-то написала заметку о том, что мы хлопали в ладоши. И, по моему мнению, это очень помогло Грише научиться чувствовать слоговою структуру слова.
При более пристальном знакомстве с коррекцией сенсорной алалии (которою мне советовали изучить многие комментаторы), я узнала о слоговой структуре Марковой.
Суть которой в том, что специалист разделила все слова на 14 классов по сложности произнесения. И предлагает начать отхлопывать или пропевать слова с первого класса. И переходить к следующему, когда ребёнок перестаёт испытывать трудности. А так же способен выделить ударение.
Всё это легко можно найти в интернете.
А здесь я только о своём опыте.
Первый класс — двухсложные слова с открытыми слогами - ПАПА, МАМА, ИДУ.
Слова я взяла из вот этой книги.
В ней множество игр как раз на отработку слоговой структуры. И в тандеме с занятием, на котором мы просто хлопаем, эти игры очень хороши.
А так же лексика рассчитана на проблемных детей. Не содержит сложных звуков. Ну, Гриша исключение, у него нет К и Г, эти звуки есть в карточках.
Набрала 79 слов, поместила их на карточки, добавила слово и схему.
Когда отработаем трёхсложные и односложные слова, я отрежу схему слова. Грише надо будет слышать и понимать, сколько слогов в слове самостоятельно. В этом цель.
И занятие выглядит так: Перед Гришей карточка. Он читает, хлопает, и помещает карточку под нужную схему с ударением (карточки с правильными схемами ударений я тоже сделала).
Когда он научится правильно определять ударение, мы перейдём ко второму классу — трёхсложные слова с открытыми слогами — КАЛИНА, ПОБЕДА.
Последовательность освоения материала.
Помним, что Гриша не очень обычный ребёнок, аутист, всё такое. Проблемы с вниманием, с эмоциями, с волей. Всё это надо учитывать.
Поэтому и в этом упражнении я использовала ту же схему, что и с артикуляционной гимнастикой. В начале привыкание, и только потом изучение.
Помните, я писала, что тот метод очень хорош, и применяю я его очень много где.
Так вот. Здесь, например.
- - На первом уроке Гриша получил 10 карточек и надо было только хлопать. Заняло всё это минуту.
- - Каждый следующий урок он получал по 10 дополнительных карточек. Так мы дошли до 79.
- - Только после этого я начала аккуратно намекать на ударение. В начале положила схемы с ударением. И сама, без комментариев о том, что делаю, складывала туда карточки подходящие. И так делала несколько занятий.
- - Потом начала просить Гришу -позвать слово- и опять же сама складывала карточки, ничего не объясняя, под нужные схемы.
- - И только, когда поняла, что Гриша вроде как готов, начала просить его это делать самостоятельно. При этом слово ударение практически не использую. Намеренно. Оно ничего для Гриши не значит. Хотя я и пыталась объяснить. Но я знаю, что со временем он поймёт.
- - Так же можно заметить, что я не всё и не всегда исправляю. Это тоже намеренные действия. Если непрерывно исправлять, он теряет способность работать. При этом, если делать это аккуратно, то он может повторить одно и то же слово несколько раз. И может подумать, если ошибся.
- - Так же конкретно на этом уроке я обнаглела и занимаюсь своими делами (готовлю материал к рисованию). То есть Гриша на столько стабилен, что может сам выполнять довольно-таки трудное для него действие. В начале я хлопала вместе с ним. И говорила вместе с ним. Но постепенно такое активное участие стало не нужно. А как только я вижу, что во мне нет нужды, всегда и везде отхожу в сторону. На мой взгляд, это очень важно.
Как видите, это очень длительный процесс. И не на первом месте (как и в артикуляционной гимнастике) — сам навык.
Очень важно отношение ребёнка к этому действию. Ему не должно быть тяжело. Сложность надо наращивать. Количество исправлений наращивать. Очень аккуратно. Чтобы ребёнок не замечал.
19 занятий примерно ушло на тот результат, который можно увидеть на видео.
Предполагаю ещё занятий пять отдать этому классу и переходить ко второму.
Итак.
Хлопаем.
Но хлопаем с умом, переходя от простого к сложному.
От МАМЫ (1 класс) к МАЛИНЕ (2 класс), а потом и МАК (3 класс) встретится.
Удачи вам и терпения!