Боевая система с необычным названием кадзюкенбо, появилась в 1947 г. на Гавайях. Она была разработана группой экспертов по нескольким единоборствам. Это были:
-Адриано Сонни Эсперадо (арнис, кали, окинавское кэмпо):
-Питер Чу (бокс, тансудо);
-Джо Холек (дзюдо);
-Фрэнк Орденез (дзю-дзюцу);
-Кларенс Чанг (южно-шаолиньское кунг-фу).
Все пятеро были специалистами высокого уровня, с большим практическим опытом. Их задачей было создание универсального боевого искусства, реальной системы уличного боя.
На протяжении нескольких лет, они проводили ежедневные тренировки, выясняя сильные и слабые стороны каждого единоборства. В итоге, на свет появилось комбинированная система, включавшая в себя как ударную, так и бросковую технику.
Название придумал Джо Холек. В нем зашифрованы те единоборства, которые были положены в основу единоборства:
-Ка( «корейское карате», тансудо);
-Дзю (дзюдо и дзю-дзюцу);
-Кен (кенпо);
-Бо (бокс и кунг-фу, «китайский бокс»).
Адепты традиционных единоборств отнеслись к новому единоборству презрительно, отвергая его право на высокое звание искусства. В какой-то степени, так и было: кадзюкенбо было рассчитано, прежде всего, на реальный уличный бой, и не имело никакого отношения к благородному и честному поединку. Зато своей главной цели, кадзюкенбо соответствовало прекрасно. Жесткая система, не гнушавшаяся никакими средствами для достижения победы в бою. Запрещенных ударов в ней просто не существовало. Вход шло все, что могло быстро вывести из строя соперника. Удары в пах, в горло, в глаза. Плевки, оскорбления, симуляции. Все, что угодно, лишь бы победить.
Вся техника кадзюкенбо делится на три категории: базовая техника, ката, самооборона. Понятно, что последнему придавалось особое значение. А вот наличие ката вызывает удивление. Впрочем, продвинутые ученики практиковали еще и дыхательные упражнения. Очевидно, этим создатели хотели подчеркнуть, что их детище - настоящее искусство, а не банальная драка.
Отбор приемов проходил исключительно на основании боевого опыта. Говорят, разработчики кадзюкенбо умышленно провоцировали драки, чтобы оценить эффективность того или иного технического действия. И лишь многократное успешное использование, гарантировало включение приема в арсенал школы.
Первые тренировки были очень суровыми. Огромное количество травм разной степени тяжести сопровождало каждое занятие. Инструктора пытались придать тренировкам максимальное сходство с реальным боем. Жесткие спарринги, «подлянки», оскорбления и другие способы выведения из равновесия, изобиловали на каждой тренировке. Такие методы обучения роднили кадзюкенбо и крав-магу. Однако, со временем обучение стало мягче.
Впоследствии было создано несколько международных организаций кадзюкенбо. В некоторых странах, это система состоит на вооружении в армии. С годами, на основе кадзюкенбо был создан ряд других школ, в которые была добавлена техника из других единоборств.
Кадзюкенбо выгодно отличается от других подобных систем тем, что разработчиком является не один человек, а целая группа экспертов. Это гарантировало соединение воедино самого обширного опыта. Причем, создатели кадзюкенбо, приложили немало усилий для того, чтобы приемы разных единоборств органично сочетались, а не выглядели нагромождением разрозненных техник. И судя по опыту применения кадзюкенбо, им это удалось.