Прибалтику я люблю всем сердцем и частенько туда путешествую на машине, хотя лучше сказать - путешествовал. Сейчас только и остается, что вспоминать, а как оно было до подлого ковидыча. Не знаю с чего вдруг у меня проснулись теплые чувства к нашим соседям, но я сразу оговорюсь, что тут речь идет больше о природе (Эстония) и восхитительном ар-нуво в архитектуре (Рига, Латвия). Я не хочу разжигать какую-бы то ни было ненависть, вспоминать военные годы и тд, поэтому речь веду исключительно с туристической точки зрения, а не исторической .Несмотря на то, что в странах я этих был неоднократно, близко с местными мне не удалось пообщаться, но не потому что они как-то негативно относятся к русским, просто мне так и не представился случай, но это до поры, до времени. В этой статье как раз и пойдет речь о моем знакомстве с ними, но не простыми обывателями, а военными.
Мой постоянный читатель уже понял, что автор питает некую слабость к заброшенным объектам, ну и к церквям в том числе. Латвия в этом плане не стоит особняком и у них кое-что нашлось для вашего покорного слуги.
Заброшенная православная Церковь Иоанна Предтечи, которая на гугл картах отмечена просто как Ortodox Church (православная церковь), а на Яндекс картах ее нет и в помине.
Из исторической справки :
Некогда крупное баронское имение Голгофски, расположенное в 100 км от уездного города Венден (ныне Цесис ), принадлежало барону Ивану Александровичу Менгден фон Альтенфога — продолжателю старшейшего графско-баронского рода, происходящего из немецкой Вестфалии с XV века. В разное время его представители находились на службе у Ливонской конфедереции, Римской и Российской империй. Барон Иван Александрович — внук Лифляндского губернатора и действительного статского советника графа Эрнста Бурхарда Менгдена — урожденный в поместье Галгофски, там же спустя 61 год был похоронен.
В 1846 году по указу Св. Синода на мызе Галгофски был открыт первый православный приход, составляющий в себе чуть более 700 человек. Приход располагался в нанимаемом на деньги Синода доме. В 1849 году Священным Синодом начато дело о разрешении на строительство каменного храма с причтовым домом, училищем и дворовыми постройками. 25 мая 1860 года Синод издает указ о строительстве на средства помещика барона Ивана Александровича каменного храма по проекту храма в г. Венден. Барон Менгден выделил 16 500 рублей серебром на постройку церкви и деревянного причтового дома по типовому проекту, в котором так же располагалась церковно-приходская школа; баню выделил на своей мызе. Так же бароном было отдано 85 кв. десятин казенной земли для причтовых нужд в имении Аогоф, и 900 кв. саженей под приходское кладбище на мызе Галгофски. 28 июня 1863 года церковь была освящена в честь крестителя господня Иоанна.
Храм теплый, с одним престолом, стены, выложенные из известкового камня с кирпичной кладкой, оштукатурены с двух сторон. Архитектура Иоанно-предтеческой церкви не совсем типична для исконно православного зодчества: по своей объемно-планировочной структуре храм двухчастный, базиликального типа, состоящий из основного объема и алтаря, с надстроенным восьмериком колокольни. Выбор проекта с отсутствующими трапезной, притвором и папертью объясняется, вероятно, немногочисленным приходом, на который был рассчитан храм. Боковые фасады разделены пилястрами на 5 прясел, завершающиеся закомарами. В каждом прясле расположено окно с полуциркульной фрамугой, украшенное килевидным архивольтом.
Объем храма перекрыт цилиндрическим кирпичным сводом с позакомарным покрытием из фальцевой кровли. Восьмерик колокольни перекрыт плоским луковичным куполом, на вершине которого на подкрестном яблоке установлен восьмиконечный крест с терновым венцом. На восточной стороне основного объема на восьмеричном барабане установлен плоский луковичный купол большего размера, так же завершенный крестом. Отмечу, что символика двухкупольного храма не столь распространенна для православной храмовой архитектуры, хоть и имеет свое семантическое трактование, как единство человеческого и божественного. Алтарная часть расположена в трехгранной апсиде, традиционно пристроенном с восточной стороны храма, которая так же, как и основной объем храма, перекрыта позакомарным покрытием кровли.
Храм был построен по идентичному проекту храма Спаса Преображения, возведенного в г. Венден, ныне город Цессис. Строительный комитет по постройке храма в Вендене возглавлял Граф Фридрих Мориц Менгден — основатель православной ветви в роду Менгден, потомственный дворянин, владелец имений в Вальмарском уезде.
За алтарной частью храма располагается фамильный некрополь семьи Менгден. 4 могильных камня с выгравированными именами главы семейства — барона Ивана Александровича, его жены — Натальи Егоровны, и двух их дочерей. Примечателен тот факт, что обе дочери лифляндского барона ушли из жизни в возрасте 18 лет, хоть и в разные года. Страшнейшая участь для любого родителя — пережить своих детей, увы, выпала барону Менгдену.
Древний остейский род Мегденов исторически был в подданстве двух империй — православной Российской и католической Римской. В разные годы носители этой фамилии были приверженцами лютеранства и православия. Многие представители графско-баронского рода Менгден представляли интересы правящей царской элиты на территории современной Прибалтики.
Прошлой осенью я предпринял вторую попытку доехать до этого храма, так как годом ранее, зимой, выбрал совершенно не ту дорогу и заблудился. Пришлось тогда спасовать и отложить посещение.
В этот раз я подготовился более основательно, посмотрел на картах, как лучше добраться и отправился в путь. Сразу скажу, что в Латвии грунтовки и щебенки оказались не так страшны, как у нас, где-нибудь в Тверской области.
Двигаясь по этой дороге, я услышал какой-то шум и звуки выстрелов, впереди показались военные со своим передвижным блок постом, сбоку стояли хаммеры. Поравнявшись с ними, я остановился и сразу понял, что по-русски это молодое поколение не разговаривает и тогда перешел на английский. Каково же было мое удивление, когда и с ним у них оказались проблемы. В общем я кое- как на пальцах им объяснил, что мне нужно ехать дальше по дороге, которая забирала вправо и еду я к заброшенному храму, что я фотограф и турист.
На форме, кстати, я заметил не только флаг Латвии, но и натовскую звезду, видимо теперь любые внутренние армейские подразделения в европейских странах являются составляющей этого альянса.
Молодой парнишка, со светлым пухом над губой, который видимо он растил в качестве усов, что-то сообщил по рации и на смеси латышско-английского сказал проехать и остановиться через 100 метров. Так я и сделал, где ко мне подошла уже более "взрослая армейская единица", который знал английский (спасибо ему за это). Он посмотрел на мою карту на телефоне, где была отмечена церковь и сказал, чтобы я двигался только по дороге до нее и ни в коем случае не уходил в лес левее, так как у них тут учения и стрельбы.
Оказывается это стрельбище так же отмечено на картах, но подготавливаясь к поездке, я на него не обратил внимания.
Я поблагодарил судьбу и этого военного, так как уже ожидал, что нужно планировать третью поездку сюда, думал, что не пропустят. Да, уже потом я нашел объездную дорогу, но тогда у меня был только этот маршрут.
Любопытно, а как наши бы военные отреагировали на туриста, который вломился бы к ним во время стрельб? Не люблю сослагательное наклонение и предполагать, а если бы у бабушки был бы...но мне кажется, что меня бы никуда не пропустили, а может быть даже и задержали. Это только мои домыслы. Правда сфотографировать их военные машины и их экипировку натовец не дал, когда я показал фотоаппарат, он замахал руками и сказал, чтобы я уже ехал туда, куда и планировал.
Я благополучно добрался и сначала церковь решил обойти вокруг, с тыла к ней примыкает старое кладбище, где удалось даже разобрать некоторые надписи на русском.
Благодаря различным форумам и сайтам, которые использовал при подготовке своего трипа, я знал, что внутри ничего толкового и красивого нет, росписи не сохранились, а лестницу в колокольню какие-то уроды сломали. Поэтому пришлось довольствоваться только первым этажом.
Хорошо, что еще было светло, потому как в одном из боковых помещений был найден вот такой вот персонаж. Черт его знает как-бы я отреагировал на этот силуэт в потемках.
Я так понимаю, что тут был какой-то перфоманс или фотосессия. На лестнице в основном зале были остатки свечей, а по углам были разбросаны остатки таких же фигур. Скорее всего их было порядка 10 штук и они были расставлены по всей церкви.
Квадрокоптер я решил не запускать, черт его знает этих натовцев, примут еще за шпиона и проблем не оберешься. Поэтому решил, что задерживаться тут более не стоит, впереди меня ждала еще пара сотен километров до Риги, где я и должен был остановиться на ночлег.
Вот такая встреча в прибалтийских лесах и вот такое знакомство с местными военными. Ну а церковь оказалась достаточна проста, стоила ли она затраченных усилий, наверное, нет. Но я рад, что после первой неудачи зимой, я не махнул рукой и закрыл эту локацию для себя. Все таки частенько "Нетуристический путеводитель" сдает назад, а бывает и разворачивается на полпути. Недостаток, с которым я стараюсь бороться, но не всегда получается.
Рад всем и каждому , подписывайтесь на "Нетуристический путеводитель", чтобы не пропустить новые статьи, которые будут не менее интересными.