Найти в Дзене
Travel Bears

"Повсеместный бетон, консистенции кизяка и цвета разрытой могилы", - Бродский о Стамбуле

У каждого города свой неповторимый характер и уникальные черты, которые складываются из множества деталей и проявляются сквозь историю. Вот только обсуждать эти черты - дело небезопасное.

Делясь мнением о городе - будьте уверены в собеседнике. Если вы еще не знаете, поделюсь негласным правилом: о любом городе приезжим следует говорить только хорошее, ругать же город дозволено лишь местным. И не вздумайте повторять за ними вслух. Распнут и местные и пришлые.

Другое дело - мнение авторитета. Автора, чей голос и талант признан всеми. А заслуги - вознаграждены. И если мы говорим о писательском мастерстве, то наивысшим публичным подтверждением литературного дарования считается Нобелевская премия.

В 1987 году Нобелевской премией по литературе был награжден поэт Иосиф Бродский за свою писательскую деятельность, "отличающуюся ясностью мысли и поэтической интенсивностью" (нобелевская формулировка). Наверняка вы прекрасно знаете его блестяще отточенные рифмы или по крайней мере наслышаны о творчестве поэта (в отличие от большинства других нобелевских лауреатов).

Лауреат Нобелевской премии по литературе Иосиф Бродский (фото commons.wikimedia.org)
Лауреат Нобелевской премии по литературе Иосиф Бродский (фото commons.wikimedia.org)

За два года до присуждения премии эмигрировавший поэт написал эссе "Путешествие в Стамбул". Это произведение уникально в своем роде, так как Бродский не стремился зафиксировать в прозаической форме мысли о тех или иных городах, которые он посещал, дабы исполнить данное себе обещание объехать обитаемый мир по широте и по долготе покинутого родного города (по Пулковскому меридиану).

Для Стамбула Бродский сделал исключение - городу, который "очень сильно отдает Астраханью и Самаркандом", поэт посвятил отдельное эссе.

"Бред и ужас Востока. Пыльная катастрофа Азии. Зелень только на знамени Пророка. Здесь ничего не растет опричь усов. Черноглазая, зарастающая к вечеру трехдневной щетиной часть света", описывает древний город великий поэт.

Сказать, что Стамбул потряс воображение сбежавшего из Советского союза писателя, - значит, добавить блеска и красок в описание города, где улицы "кривы, грязны, мощены булыжником и завалены отбросами, в которых постоянно роются голодные местные кошки".

Стамбул, каким его увидел Бродский - это "повсеместный бетон, консистенции кизяка и цвета разрытой могилы".

Давая нелицеприятные оценки городу, Бродский комментирует историю и пытается понять значение и ценность Стамбула, но не находит добрых слов. Лишь всепроникающую пыль и подмену понятий. Высказывается он и по поводу архитектуры, мечетей и Айя-Софии, но слова автора цитировать не буду (забьют камнями) - прочитайте сами. Эссе можно найти в собраниях сочинений поэта или в сборнике "Меньше единицы".

Но ведь прошло больше тридцати лет и город изменился, - скажете вы. Но что такое 30 лет для такого древнего города как Стамбул? И насколько можно верить личным впечатлениям?

Если тогда Бродскому в Стамбуле попался шофер такси, который оказался "жуликом" и "покатил вокруг города", и 30 лет спустя тоже самое происходит в Стамбуле, то может это нечто большее, чем совпадение?

Хотелось бы узнать ваше мнение - изменился ли город за более чем тридцать лет с момента написания "Путешествие в Стамбул"? Царит ли в нем иная атмосфера? Сменилось ли "местное население, в состоянии полного ступора сидящее в нищих закусочных, задрав головы, как в намазе навыворот, к телеэкрану, на котором кто-то постоянно кого-то избивает"?

Современный Стамбул (фото автора)
Современный Стамбул (фото автора)
Район Бейоглу  (фото автора)
Район Бейоглу (фото автора)
Район Султанахмет (фото автора)
Район Султанахмет (фото автора)

Пишите в комментариях, обсудим!