У каждого города свой неповторимый характер и уникальные черты, которые складываются из множества деталей и проявляются сквозь историю. Вот только обсуждать эти черты - дело небезопасное.
Делясь мнением о городе - будьте уверены в собеседнике. Если вы еще не знаете, поделюсь негласным правилом: о любом городе приезжим следует говорить только хорошее, ругать же город дозволено лишь местным. И не вздумайте повторять за ними вслух. Распнут и местные и пришлые.
Другое дело - мнение авторитета. Автора, чей голос и талант признан всеми. А заслуги - вознаграждены. И если мы говорим о писательском мастерстве, то наивысшим публичным подтверждением литературного дарования считается Нобелевская премия.
В 1987 году Нобелевской премией по литературе был награжден поэт Иосиф Бродский за свою писательскую деятельность, "отличающуюся ясностью мысли и поэтической интенсивностью" (нобелевская формулировка). Наверняка вы прекрасно знаете его блестяще отточенные рифмы или по крайней мере наслышаны о творчестве поэта (в отличие от большинства других нобелевских лауреатов).
За два года до присуждения премии эмигрировавший поэт написал эссе "Путешествие в Стамбул". Это произведение уникально в своем роде, так как Бродский не стремился зафиксировать в прозаической форме мысли о тех или иных городах, которые он посещал, дабы исполнить данное себе обещание объехать обитаемый мир по широте и по долготе покинутого родного города (по Пулковскому меридиану).
Для Стамбула Бродский сделал исключение - городу, который "очень сильно отдает Астраханью и Самаркандом", поэт посвятил отдельное эссе.
"Бред и ужас Востока. Пыльная катастрофа Азии. Зелень только на знамени Пророка. Здесь ничего не растет опричь усов. Черноглазая, зарастающая к вечеру трехдневной щетиной часть света", описывает древний город великий поэт.
Сказать, что Стамбул потряс воображение сбежавшего из Советского союза писателя, - значит, добавить блеска и красок в описание города, где улицы "кривы, грязны, мощены булыжником и завалены отбросами, в которых постоянно роются голодные местные кошки".
Стамбул, каким его увидел Бродский - это "повсеместный бетон, консистенции кизяка и цвета разрытой могилы".
Давая нелицеприятные оценки городу, Бродский комментирует историю и пытается понять значение и ценность Стамбула, но не находит добрых слов. Лишь всепроникающую пыль и подмену понятий. Высказывается он и по поводу архитектуры, мечетей и Айя-Софии, но слова автора цитировать не буду (забьют камнями) - прочитайте сами. Эссе можно найти в собраниях сочинений поэта или в сборнике "Меньше единицы".
Но ведь прошло больше тридцати лет и город изменился, - скажете вы. Но что такое 30 лет для такого древнего города как Стамбул? И насколько можно верить личным впечатлениям?
Если тогда Бродскому в Стамбуле попался шофер такси, который оказался "жуликом" и "покатил вокруг города", и 30 лет спустя тоже самое происходит в Стамбуле, то может это нечто большее, чем совпадение?
Хотелось бы узнать ваше мнение - изменился ли город за более чем тридцать лет с момента написания "Путешествие в Стамбул"? Царит ли в нем иная атмосфера? Сменилось ли "местное население, в состоянии полного ступора сидящее в нищих закусочных, задрав головы, как в намазе навыворот, к телеэкрану, на котором кто-то постоянно кого-то избивает"?
Пишите в комментариях, обсудим!