Уважаемые читатели, ранее на моём канале уже публиковались материалы о дипломатической деятельности Петра Войкова (в честь которого названы район Москвы и множество других объектов в разных городах России), его знакомстве с Владимиром Маяковским (посвятившем Войкову несколько стихотворений), а также о мемуарах Григория Беседовского, который работал под руководством Войкова некоторое время.
Сегодня же поговорим о взаимоотношениях Войкова и нашего знаменитого композитора Дмитрия Шостаковича. И о "триумфе русских пианистов", конечно же.
Знакомство дипломата и композитора состоялось в январе 1927-го года, когда Шостакович приехал в Варшаву для участия в самом первом конкурсе имени Фридерика Шопена.
На тот момент, в конкурсе принимали участие тридцать два пианиста: в первом туре исполнялась сольная программа, во втором — две части из предложенного «Концерта для фортепиано». Жюри целиком состояло из поляков, немецкий пианист Альфред Хён принимал участие лишь в завершающих прослушиваниях.
Пребывание в Варшаве омрачилось для Шостаковича обострением аппендицита, причинявшим временами ему сильнейшие боли. В письмах к музыковеду Болеславу Яворскому, с которым Шостаковича связывали весьма душевные дружеские отношения (судя в том числе и по оставшейся переписке, Яворский высоко ценил талант молодого товарища и всячески помогал тому, к примеру, рекомендовал его для участия в варшавском конкурсе), композитор сообщал, что из-за плохого самочувствия был вынужден покинуть церемонию открытия и вернуться в гостиницу.
На помощь Шостаковичу пришли работники советского Полпредства, фактически "забрав" его к себе и вызвав врача. Под такой энергичной опекой композитор вскоре почувствовал себя лучше и смог выступить на столь высоком уровне, что критики в один голос расхваливали его технику, а зрители были очарованы.
Но несмотря на явные дарования, трудолюбие и самоотверженность, стать победителем в конкурсе Шостаковичу не удалось: ему присудили лишь почётный диплом. Хотя победа всё же досталась советскому участнику — Льву Оборину. Вообще можно сказать, что первый конкурс имени Шопена был крайне удачен для наших пианистов.
Сам же Шостакович так писал о своих впечатлениях Яворскому:
Про Войкова здесь упоминается кратко, но уже спустя несколько месяцев (12-го июня) Шостакович напишет:
Это признание тем более ценно, что сделано в частной переписке (всё с тем же Болеславом Яворским), то есть здесь нельзя говорить о пропаганде или политическом заказе. Никто — ни партия, ни тем более Сталин, не требовал от Шостаковича проявлять сочувствие к судьбе Полпреда в Польше, композитор сам завёл речь о нём. И сам поделился переживаниями.
Безусловно это небольшое свидетельство о Петре Войкове, штришок к портрету, но и оно ценно, так как резко контрастирует с тем негативным образом, который упорно создаётся некоторыми людьми в последние годы.
Письма Шостаковича взяты мной из сборника 2000-го года «Дмитрий Шостакович в письмах и документах». Очень интересная книга, несколько позже мы поговорим о ней подробнее.
***
Уважаемые читатели, спасибо за Ваше внимание!
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал — нас ждёт много интересного.