Стоит сразу отметить, что система мировоззрения в пятой редакции являются рудиментарной, и за всю игру можно ни разу о ней не вспомнить. С ней непосредственно взаимодействуют несколько магических артефактов и буквально единицы заклинаний. Так что если вы не используете homebrew, или компания не предполагает взаимодействие с персонажами или предметами способные насильно изменить мировоззрение игрока, то об этой механики можно забыть, и не вспоминать до тех пор, пока не выпадет в качестве лута какой-нибудь артефакт, и определять мировоззрение постфактум. Также не стоит заморачиваться в нарочито сказочных приключениях с простыми персонажами, в которых в одной команде могут находиться и бомжи убийцы, и добрые паладины, и ушлые воры, которые забирают все что не прикручено болтами, а все остальное откручивают и тоже забирают. В таких партиях персонажи одномерны и отличить кто из игроков добрый а кто злой, проблем не вызывают. Однако в таких партиях появляются сильные проблемы с мотивацией команды, да и игроки быстро устают играть в одно и то же без надежды на изменения, так что даже такие партии обречены на проработку персонажей в области неоднозначных черт характеров и переосмысления собственного мировоззрения.
Почему не стоит буквально трактовать мировоззрения игрока.
Классическая трактовка мировоззрения в ДнД испытывает проблемы в области субъективной и объективной трактовки. Для наглядности посмотрим на описание законно-нейтрального и хаотично-нейтрального персонажа в книге игрока.
“Законно-нейтральные индивидуумы действуют в соответствии с законом, традицией, или личным кодексом”
“Хаотично-нейтральные существа следуют своим прихотям, держа свою личную свободу превыше всего”
И в этом моменте возникают множество вопросов. Когда возникнет прямой вопрос без последствий между тем чтобы соблюсти и не соблюсти закон в своих интересах - хаотичный и законный персонаж сделают противоположный выбор. Однако, когда мы рассмотрим более комплексную задачу, при которой соблюдение закона невозможно, или же угрожает жизни персонажа, или находиться на стыки двух разных законов - её решение уже не такое очевидное. Предположим наш персонаж - корсар на службе государства. С одной стороны, главная ценность нашего пирата - это личная свобода и дух приключений. С другой стороны, он действует в рамках закона и не желает его нарушать, то есть если бы пиратство было бы вне закона, герой вполне мог бы пойти служить на флот. Противоречие очевидно.
С другой стороны система, приводит к однородности группы в игре. Все игроки, ради сохранения целостности истории, будут стремиться, если не к одному и тому же мировоззрению, то по крайней мере к тому, чтобы оказаться на одной прямой таблицы. Из-за чего большинство артефактов рассчитанных на злых персонажей уходят в утиль, если их нашли геройские герои.
Переосмысление вектора этики.
Наиболее универсальный способ определить на каком месте находиться персонаж - понять какой идеологией он пользуется для принятия решений. Так абстрактная доброта превращается вполне конкретную идеологию альтруизма, нейтралитет - в субъективизм (положительная форма эгоизма), а зло в эгоцентризм. Такая трактовка шкалы мотивирует игрока думать о мотивах своих решений, а не о том как будут выглядеть поступок в глазах других, что упрощает отыгрыш в разы. А так же убирает возможность создавать просто злых и просто добрых персонажей. Изменение в характере персонажа будет проще отследить. Так изначально добрый(альтруистичный) персонаж при первом сделанном выборе в пользу себя а не других, становиться нейтральным а при многократном повторении этого, превращается в злого(эгоцентричного). И на практике мы будем получать более разношерстных персонажей. Один и тот же тиран завоеватель может быть как добрым, думая о том что несет благо захваченным землям “освобождая” их от предыдущих владельцев, так и злым, если делает это ради богатства и славы.
Переосмысление вектора самоконтроля.
Трактовка вектора самоконтроля на самом деле не нуждается в особом отхождении от канона. Законный персонаж, вне зависимости от того добрый, злой или нейтральный, имеет свод правил, при этом не важно зафиксирован ли этот свод где либо, так что это может быть и кодекс чести, пиратский кодекс или даже собственная философия. Чтобы не фиксировать все правила до игры, по умолчанию можно считать всех игроков законными, если этому не противоречит их предыстория. Как только, игрок совершает противоречивое действие, или же меняет свое мнение на ходу он переходит в нейтральную(принципиальную) плоскость. К примеру, это может быть воин, который отказался от заказного убийства, но согласился как только заказчик увеличил вознаграждение, или вор который отказался забрать себе деньги бедствующих людей, хотя до этого воровал каждую ложку. Если же в действиях персонаж нельзя выделить закономерность вообще, он переходит в область хаотичности.
Возможность вознаграждения мировоззрения
Как видно из примеров, сохранение или восстановление законно-доброго мировоззрения или же достижение хаотично-злого требует от игрока усилий и добровольное согласие на ряд ограничений. Такое поведение требует вознаграждение со стороны ГМ. При этом не стоит это делать игромеханически, давая кости вдохновений или давая большее награды чем другим игрокам. Такое приведет только к тому, что игроки которые осознанно хотят отыграть нейтральных персонажей будут недовольны. Однако нарративное вознаграждение подходит идеально. Так некоторые проверки убеждения законопослушных персонажей могут быть ниже, аргументируя это тем что персонажу проще говорить правду если он искренне в ней уверен. В качестве альтернативы хаотичным персонажам можно добавить бонус для бросков обмана. Активный и оригинальный подход ГМ к механикам мировоззрения не позволит забыть о них, делая игру немного глубже.
Мировоззрение в пятой редакции, ушло на дальний план не просто так. По большей части подобные механики принуждают игроков к определенному отыгрышу, что не всегда интересно самому игроку. Однако забывать совсем о мировоззрении не стоит, так как при правильном подходе оно же может мотивировать игрока создавать более проработанных и глубоких персонажей. Предложенная трактовка, не смотря на то что является универсальной, не обязательно подойдет для любой партии. Можно легко придумать свои вектора мировоззрения, в том числе и более двух, и бонусы к ним на нулевой партии обсуждая вместе с игроками. Как и всегда, немного творческого подхода к сухим правилам игры, могут преобразить её в лучшую сторону.