Найти тему
#КсенВещает

"Ночной Дозор": Различия между книгой и фильмом

Оглавление

Настало время раскрыть карты — именно за "Дозоры" я сейчас взялся в плане литературы. Именно на них променял временно Ваху, чёртов еретик. Вархаммер — классный, но если мозги длительное время зациклены на чём-то одном, то это не есть хорошо. Итак, про "Дозоры": дамы и господа, я полагаю, что львиная доля из вас читала эту серию от и до, даже не по одному разу. Какого-то снисхождения я не прошу, просто помните, орудуя в комментариях, что перед вами ньюфаг — человек, читающий творчество Лукьяненко впервые ("Черновик" и "Чистовик" читал, это я во избежание тавтологии брякнул). И... блэт, там всё совершенно по-другому! А если кино должно было быть иным (пардон за каламбур), то вместе с ним должны измениться и игры! Как настольные, так и компьютерные. Короче! Давайте посмотрим основные отличия кинчика от книги. Либо для вас это будет новая информация, либо же вы будете усмехаться по ту сторону экрана, мол, Ксен, как много тебе еще предстоит узнать. Цикл планирую сделать из трех статей. Поехали!

Начало кино: Объяснение вечной битвы Добра со Злом

Фильм начинается с того, что некие люди в доспехах идут по каменному мосту, а голос за кадром объясняет зрителям, в чём, собственно, дело. Мол, есть Свет, есть Тьма, они условно равны и бьются с незапамятных времён. Таким образом создатели хотели обосновать природу Договора, Дозоров и Пророчества (придет Иной, что низвергнет мир во Тьму).

— Книга же стартует с места в карьер! Нам сразу показывают Егора, что поднимается из метро и следует Зову. Он практически моментально наталкивается на двух вампиров, обсуждающих "какой он вкусный" и...

События фильма переносят нас в 1992 год. Типичный московский дом, где некто Антон Городецкий решает воспользоваться услугами бабы Даши, дабы вернуть супругу (ценой выкидыша). Ему мешают сотрудники Ночного Дозора, которых он смог увидеть в Сумраке. Собственно, вот так Антон в рамках фильма стал Иным. В книгах же в этом временном промежутке не было бабы Даши, инициировал Антона, насколько я знаю, сам Гесер, а Егор не имеет отношения к Городецкому в плане родства.

-2

Щелк! Слышите этот звук? Это события книги и фильма выровнялись. Нам показывают Антона Городецкого, болтающего по телефону (с Ларисой и Гесером в рамках книги, с Семеном в рамках фильма). Он собирается, ищет свиную кровь в холодильнике. Щелк! Опять события разделяются. В книге Городецкий нашёл кровушку, лакирнул её беленькой и помчался искать Иного, попутно увидев девушку с воронкой. В фильме же крови "на складе" не оказалось, поэтому он обратился за помощью к соседям-вампирам, благодаря чему мы сразу знакомимся с Костиком и его папой Валерием Сергеевичем. И да, водкой здесь он желудок тоже смазал (отбивает у Антона жажду крови в критический момент). Кровь ему пить пришлось для задания, чтобы слышать Зов, а белая на вампиров действует аки кислота (книга). И вот еще момент: Городецкий в фильме — прожжённый опер, для него подобные миссии не в новинку. Городецкий в книге — салага, просидевший длительное время в системных админах.

-3

— Щелк! Снова события сошлись. Антоха шляется по метро, разыскивая Иного. Он встречает Светлану с воронкой, пытается ее сбить (воронку), но тщетно (чтобы как-то показать зрителю Сумрак, авторы фильма решили ввести в повествование такие простые вещи, как фонарики и лампочки. Этому отведено N-ное количество хронометража, поэтому не останавливаюсь на этом. И да — дабы как-то "разделить" Свет и Тьму, Ночной Дозор прикрывают Горсветом и аскетичным образом жизни (благо для всех, себе лишь капли), а Дневной Дозор... отдельной организации нет, но они все ездят на крутых тачках, одеваются в дорогую одежду и вообще купаются в роскоши (благо для себя, остальным... как придется)). Затем замечает-таки Егора (сцена встречи с милицией в фильме иначе показана. Ее вообще можно было из кино выбросить, по сути), следует за ним (в парикмахерскую в фильме, в подворотню в книге) и начинает драку по имя Света. Здесь надо отдать должное фильму, ибо блокбастер же! Бой тут выглядит эпичнее. В книге Городецкий плескает водярой на вампиршу, а у вампира ломает печать регистрации, от чего тот почти мгновенно рассыпается в прах. Егор убежал, вампирша тоже скрылась с глаз. После, в рамках фильма, едва живого Антона Семён, Медведь и Тигренок отвозят к Гесеру на лечение.

Гесер, Ольга, Антон... так всё похоже, но так по-иному

-4

Книга. Строгий выговор Городецкому от Гесера во сне. Объяснение ситуации с воронкой и с Егором. Торжественное вручение ухалки-Ольги. А, вот еще что. Ребята! Я намеренно не торможу (почти) на различиях между героями книжными и киношными, это будет в отдельной статье.

— Фильм. Гесер лечит Антоху, попутно смотря его глазами события минувшей ночи. Затем Борис Иванович (Игнатьевич в рамках книги) вновь зачитывает нам инфу про великого Иного и рассказывает легенду про женщину, рядом с которой жизнь не сахар. Вручает Городецкому сову-Ольгу, тот отказывается, но она всё равно врывается к нему в дом методом "через форточку". Где-то на этом моменте Завулон начинает вести игру, просматривая будущее (#компьютерная игра , где он дерется с Антоном), вызванивая Алису и требуя привести к нему Городецкого. "Я ему башку оторву". Донникова с Петром науськивают вампиршу на Егора, дабы та взяла пацана в плен (но не съела!) и потребовала от Ночного Дозора аудиенции с убийцей бойфренда.

В книге подобного нет от слова "совсем". Антоха знакомится с Ольгой, выясняет, почему же она в теле ухалки. Затем Лукьяненко показывает нам Костика и его семейство (в книгах папу Кости зовут Геннадий). Подробно так показывает! Здесь в целом хитросплетения между Антоном, Егором, Алисой, Завулоном и Петей более... изящные, что ли. Да, в фильме есть своя изюминка-интрига, но она более топорно и грубо подана зрителям.

-5

Скажем так: до Антона просто докопались. И сделала это Алиса, дабы взять с него "услугу за услугу". В фильме же Донникова и Городецкий лицом к лицу встречаются только в финале, на крыше. Так, про книгу.

В книге продолжается разговор между Антоном и совой Ольгой. Они ищут Егора, вампиршу, пьют коньяк, иная рассказывает иному о том, почему же она в теле птицы (да, всё еще рассказывает. Сергей Васильевич размазал этот момент). В итоге они возвращаются в подворотню, в которой всё случилось, цепляют "след" Егора и идут к нему домой.

В фильме показан конфликт между Антоном и Костей (разговор на повышенных тонах был и в книге, тру-стори) и... начинается отсебятина. Точнее, авторы кино хотели показать зрителю губительные последствия действия воронки: самолёт терпит бедствие, авария на ТЭС, бабушка умирает. И реклама Нескафе. Много ее, обильно ею полит весь фильм. И в книге, и в фильме читатели / зрители наблюдают страх Егора. Он осознал, что есть вампиры. Что мир не такой, каким он его привык считать. После к нему на помощь спешат Антон и Ольга в человеческом обличье потому что...? Ну, читавшие книгу знают, что они нашли "след", а остальные как-нибудь догадаются. Сцены с Сумраком (когда Городецкий кровь пускает, дабы Егора реанимировать) достаточно схожи, поэтому едем дальше.

-6

В книге, правда, деталей, связанных с Сумраком, много-много больше.

В книге Антон и Ольга аккуратно стараются повернуть Егора к Свету, попутно с этим вещая о том, что вообще творится вокруг. В итоге пацан психанул и выгнал на мороз Дозорных. Но вскоре труханул и позвал их обратно, вот только оперов уже вызвонил Гесер — они были нужны на задании, связанном с воронкой. На смену спешат Тигренок и Медведь;

В фильме Антон случайно узнаёт, что он — отец Егора. Начинает звучать индийская музыка, все танцуют, обнимаются и плачут. Задушевные разговоры между иными не такие уж и задушевные, но паренек не выгоняет Дозорных. Они сами уходят по велению Гесера, т.к. воронка же. И да, на смену им мчатся перевертыши Тигренок и Медведь.

— Книга. Городецкий в штабе, воронка растет, первая (!) встреча с Завулоном, который не душил оперативника амулетом (в кино зрителю уже несколько раз показывали Завулона). На этот моменте стоит кое-что понять: если наблюдателем со стороны Дневного Дозора в штабе Ночного Дозора является сам Завулон, то дело реально дрянь. В фильме большое внимание уделено контакту Светланы с Игнатом, их неловким шурам-мурам (это было начало нулевых, тогда Куценко был во всех российских фильмах). В книге же просто сказали, мол, не получилось у Игната. Здесь Антона посылают на верную смерть, ибо если он хоть немного ухудшит ситуацию, то первым попадет в зону поражения воронки. Почему именно Городецкого вызвали? Дело в том, что они со Светой связаны по книгам.

Так, у меня почти кончились пикты художника. Статья затянулась, извините
Так, у меня почти кончились пикты художника. Статья затянулась, извините

В фильме же Антон идет к Свете потому что... потому что он главный герой фильма, видимо. Гесер сразу задвигает о возможном развитии событий, игнорируя вопрос "Почему я?". В конечном итоге Антон выясняет, что проклятие наложила на себя сама же Светлана. Она — иная. Воронка тут же радостно начинает сворачиваться. А Городецкий спешит на крышу, где стоит вампирша с Егором, которого благополучно прое... Тигренок с Медведем, решившие страстно поцеловаться на кухне. М-да.

В книге звучат философские разговоры между Антоном и Светой, он каждым свои действием аккуратно уменьшает воронку, но не понимает, что же такого необычного творит. Сцена контакта с иной более аккуратная, чем в фильме ("у вас воронка!", — гогоча резюмирует Хабенский). Но вообще... относительно всё похоже. И мотив, под которым Городецкий пришел, и рассказы про мать с почками. Только в книге это всё более тщательно разжевывается. Читатель может понять истинную силу Сумрака, иных и магии в нашем мире. В фильме же... лампочку можно рукой зажечь. Круто, правда? В книге пришлось сделать выбор: либо утихомиривать воронку дальше, либо спасать Егора, т.к. Тигренок и Медведь его тоже прое.., ибо пацан свалил через Сумрак на крышу, пока перевертыши разыгрывали сюжет "родня с Урала" перед родителями.

-8

Бой в фильме достаточно скуден. Я после прочтения посмотрел режиссерскую версию (не смотрите, правда. Совсем разочаруетесь), там есть непонятные нагромождения из средневекового побоища Тьмы и Света (аллюзия, видимо) и современной стычки, когда Ночной Дозор, размахивая люминесцентными лампами, разгоняет Дневной Дозор. Видна смерть Петра, что, видимо, было важным фрагментом для следующей части, но... сами знаете. В итоге Завулон всё оборачивает для личной выгоды: Антон пытается убить Егора, глава ДД его тормозит, Алиса зачитывает сводку, согласно которой Городецкий посещал бабу Дашу с целью вернуть жену и убить ребенка в утробе. Пацан всё понимает и становится на путь Тьмы, а Антон бьет морду лидеру Дневного Дозора.

— Книжная драка куда веселее. Тут и истинный облик Завулона, и битвы на уровнях Сумрака, и трансформация Тигренка с Медведем. Семен лезет по отвесной стене московской многоэтажки. Можете себе представить, как Маклаков это в фильме делает? И всех их лично прикрывает Гесер, примерив на себя личину Ильи. Короче, книжный бой однозначно круче боя киношного. Завулону для этого не потребовалось даже хребет вытаскивать. И целью большой игры здесь была Светлана, а не Егор. Она — будущая великая иная. Дневной Дозор постепенно накидывал ей гадости в жизнь, чтобы она озлобилась на всех вокруг. И примкнула к Тьме. Не вышло. И Егор остался иным без определенной "ориентации". А Антон же... он понял, что в "шахматах" Гесер и Завулон с легкостью будут жертвовать своими пешками — рядовыми сотрудниками Дозоров. Ну и да, ему не шибко нравится связь его судьбы с судьбой Светы Назаровой.

-9

Подводя черту

Многабукаф, понимаю. Но это лишь основные отличия, я даже не акцентировал внимания на самих персонажах. ШТОШ, посмотрим по комментариям и внутренним параметрам, стоила ли статья свеч, или же я выполнил сизифов труд. В любом случае благодарю тех, кто прочитал до конца. Быть может, вам даже захочется освежить память и вновь почитать / посмотреть "Дозоры" :-) Два момента. Первый: в статье использованы арты художника Дмитрия Грозова aka Ahriman. Второй: фильм, как выяснилось, охватывает события лишь первой главы книги "Ночной Дозор". Я-то думал, что по всей книжке сняли кино. Еще раз всем спасибо!

Буду рад, если подпишитесь на канал и оцените статью "пальцем вверх", ваше внимание очень важно для меня. Если есть вопросы - жду в комментариях, постараюсь ответить. И это, прошу сделать репост в любую соц. сеть с уже знакомым вам тэгом, но только в случае годноты поста! До новых встреч с КсенВещает !
Список связанных статей:
В какую игру играл Завулон в фильме "Ночной Дозор"?
"Ночной Дозор": Настольная игра, в которую невозможно играть.

#фантастика #искусство #книги #знаменитости #художник #россия