Всё верно, вам не показалось - речь пойдёт о судах, чьи корпуса сделаны из железобетона. Дело в том, что в начале ХХ в. возникла ощутимая нехватка стали, а при этом необходимость в новых единицах торгового флота всё нарастала. Выход из ситуации был найден - суда стали строить из железобетона. Многим это может показаться удивительным: вроде как армированный бетон должен пойти на дно подобно кирпичу. Но нет - по закону Архимеда судно держится на плаву за счет большого объёма, занимаемого воздухом. Первым водным судном из железобетона была небольшая вёсельная лодка, построенная во Франции инженером Ламбо еще в 1849 г.
Производство железобетонных судовых корпусов развернулось по всему миру. Такой способ производства имел свои неоспоримые плюсы - дешевизна и быстрота производства, а также несравненная ремонтопригодность - любую пробоину мог заделать неквалифицированный матрос с помощью мешка бетона. Первая мировая война только увеличила объёмы производства транспортных судов и военных кораблей из железобетона по всему миру. Технология активно использовалась и в СССР, где были целые серии судов из железобетона. Корабли из железобетона строились и во время Второй мировой войны, и после её окончания: всё по тем же причинам - это было быстро и дешево. Но всё-таки такие суда имели и недостатки.
Один из главных - это вес, гораздо больший, чем у металлических аналогов. К недостаткам можно отнести и хрупкость бетона: в отличие от металла при столкновении бетон не мнётся, а ломается, правда легко ремонтируется. Бетонные суда или их останки и сейчас можно встретить в самых разных акваториях. В Америке есть корабль-музей, сделанный из железобетона почти 100 лет назад с простым название “Boat”. "Лодка" была построена в 1921 г. в Северной Каролине как военный транспорт. Своё имя судно получило прямо на заводе - судостроители не сильно задумывались над названием. Долго работать по своей специальности “Лодке” не пришлось, совсем скоро судно сменило профессию и стало банановозом, перевозя фрукты из Южной Америки в Северную. В 1930-х гг. “Лодку” перегнали во Флориду и организовали на борту казино. В 1941 г. судно мобилизовали и переоборудовали в общежитие для служащих береговой охраны США. После Второй мировой войны на борту “Лодки” располагался офис морской комиссии, но уже в 1951 г. необходимость в судне для ВМФ пропала и “Лодку” выставили на продажу. Новым владельцем стал предприниматель Элридж Фергус, основным бизнесом которого была торговля рыбой. Фергус вернул судно на историческую родину в Северную Каролину, переименовал в “Fergus Ark” ("Ковчег Фергуса") и организовал на борту рыбный ресторан.
Место швартовки на набережной в самом центре города Уилмингтон, как оказалось позже, было выбрано весьма неудачно. В 1955 г. в плавучий ресторан врезалась проходящая мимо подводная лодка. В почему, в тот раз обошлось без серьёзных повреждений. Спустя несколько лет в 1961 г. мимо плавучего ресторана буксировали списанный линкор “Северная Каролина”, и что-то пошло не так.
Столкновение с линкором бетонное судно пережило не так безболезненно, повреждения были ощутимыми. Фергус отсудил у ВМФ США деньги на ремонт, но ремонтировать судно не стал и продал как есть. Новый владелец отремонтировал судно и вновь открыл там ресторан, правда сменил название на “Ли Ривербоут” и место швартовки (от греха подальше).
В 1978 г. судно снова сменило владельца, на этот раз его выкупил ветеран армии США Джим Такер.
Такер вернул судну первоначальное название и открыл на борту частный музей морского флота и железобетонного судостроения. Летом следующего года “Лодка”, пережившая две мировых войны, работавшая и банановозом, и казино, и рестораном, отметит своё 100 летие.
Обязательно подпишитесь на Cozy Eisbrecher, чтобы узнать больше интересных историй! Понравилась статья - не забудьте поставить лайк, не понравилась или есть что добавить - давайте обсудим в комментариях.
Мы в Telegram