Кто-то скажет "Product Placement в советском кино - такого не существует!", а знающий тихонько улыбнется себе под нос, чтобы никто не заметил, и продолжит дальше корпеть над скрытой рекламой. Ведь Product Placement - это и есть прием неявного, скрытого размещения рекламного продукта. И советский кинематограф отлично пользовался им, органично вплетая в мизансцены и сюжет фильма. Хотя, немного с другой целью, но об этом чуть позже.
А причем здесь копирайтер?
Как копирайтер с 12-летним стажем, я отлично понимаю, что копирайтинг - это не только разработка рекламных текстов. Копирайтер просто обязан разбираться и маркетинге, во всех видах рекламы и чем больше знает, тем лучше разовьется в нем креативная жилка. Необходимо изучать стратегии продвижения, брендинг, психологию влияния на человека и хорошо бы заглянуть еще в режиссуру (что я сейчас и делаю). Я объясню, почему я так думаю!
Возьмем например, Леонида Гайдая - гения советской комедии, который один из первых стал внедрять Product Placement. КАК он это делал! После КиноШколы я вижу, КАК грамотно он вписывал рекламные продукты (тогда они таковыми не считались) и виртуозно обыгрывал эти предметы. Это сейчас мы называем такие способы Product Placement'ом, а раньше с их помощью доносили совсем другие смыслы - не всегда коммерческие или маркетинговые.
Product Placement или Мизансцена вокруг предмета?
В режиссуре пространства существует такое средство выразительности, как мизансцена вокруг предмета. Это именно то, что делал Гайдай в своих фильмах. Это именно то, что предшествовало появлению современного Product Placement'a.
Мизансцена - понятие, которое пришло из театра, но отлично используемое и в кинематографе при построении кадра. Отсюда, кстати, мизансцена кадра - все то пространство, которое мы с вами видим с экрана, т.е. ограниченное рамкой кадра, но не просто пространство, а точечно отражающее главную суть самой сцены.
Но мы не будем с вами углубляться в такие детали, остановимся только на том, что :
мизансцена - это расположение актеров, предметов на сцене (в пространстве кадра).
А с какой целью использовались эти мизансцены?
Ответ прост - для пропаганды определенного образа жизни.
Если нужно было показать трудовые будни простого советского работяги, то использовались советские товары, советские компании.
Если надо было подчеркнуть антисоветское поведение, жизнь не по трудовых доходам, то использовались зарубежные марки.
Сейчас, кстати, если хорошо покреативить тоже можно донести схожие смыслы. Главное - найти именно тот самый продукт, который будет отражать и реалии времени, и подчеркивать характеристики персонажа.
Product Placement в советском кино
Например, сигареты в к/ф "Иван Васильевич Меняет профессию", когда герой Куралёва (Милославский) во время песни достает пачку Marlboro и использует ее в качестве микрофона.
Или же пачка Camel, которая появляется в к/ф "Семнадцать мгновений весны" у героя Олега Табакова - Шелленберга.
Хотя по поводу Marlboro Куралёв признается, что сам придумал этот прием, потому что Marlboro была любимой маркой Гайдая. Но факт, остается фактом - это отличный пример рекламы или неявной пропаганды, можно называть как угодно. Кстати, в советском кино был важен не сколько продукт, а сколько человек, личность, герой, который его использует!
Так было и с "Советским шампанским" из к/ф "Бриллиантовая рука", которое пили герои Миронова и Папанова.
Да, и тема с котиками тоже придумана не во времена соцсетей :) .
А помните единственный за всю режиссерскую жизнь Гайдая момент, когда герой его фильма обращается к зрителю напрямую? Очень рискованный ход в кинематографе, тем более с откровенной рекламой. Но именно тогда он сработал, потому что был отлично вплетен в сюжет.
Коммерческой составляющей в подобных способах и уловках в те времена было мало, да и вообще она редко встречалась. Но работа с неодушевленным предметом, который подчеркивает актуальность того времени, характер персонажей, началась вестись еще в далекие 50-ые. И сегодня мы смело можем причислять подобные хитрости к становлению Product Placement'a в нашей стране (хотела написать "в России", но тогда же был СССР... поэтому просто "в нашей стране" - у каждого она своя!)
У меня есть пространство, где профессионалы и любители продающего слова встречаются, чтобы расти вместе и делиться опытом. Переходите к нам — здесь идеи превращаются в силу контента https://t.me/online_slovo.