Найти тему
Морская коллекция

Броненосцы береговой обороны. Старожилы норвежских фьордов. «Харальд Хаарфагре».

Броненосцы Harald Harfagre (на переднем плане), Tordenskjol, крейсер Viking (маленькая точка на заднем плане) и дивизионный миноносец Valkyrien (белеет слева).
Броненосцы Harald Harfagre (на переднем плане), Tordenskjol, крейсер Viking (маленькая точка на заднем плане) и дивизионный миноносец Valkyrien (белеет слева).

Страна непобедимых викингов, Норвегия, на более чем 500 лет оказалась без суверенитета. Причем практически добровольно. Пройдя через различные формы скандинавских уний, в 1814 году она была уступлена Швеции Данией. В составе шведско-норвежской унии норвежцы обладали, конечно, определенными вольностями, у них, в частности, был свой небольшой флот. Структура флота и программа его развития, разумеется, координировалась со Стокгольмом. Задачей норвежского флота была оборона побережья и перекрытие проливов в Балтийское море в случае опасности. Выполнение этих задач возлагалось на броненосцы береговой обороны, миноносцы и минные заграждения.

До 90-х годов основу норвежского флота составляли четыре небольших монитора типа "Скорпионен" постройки конца 60-х годов. К концу века они безнадежно устарели, да и отношения с материнской Швецией у норвежцев значительно ухудшились. Норвежский стортинг стал гораздо охотнее финансировать вооруженные силы страны, иногда значительно увеличивая запрошенные суммы.

Объявленный в 1895 году тендер на постройку двух новых броненосцев береговой обороны (Panserskip) выиграла британская компания "Армстронг". Проект разработал знаменитый Филип Уоттс. По желанию заказчика в качестве образца были выбраны новейшие тогда шведские броненосцы типа "Один". В марте 1896 года на верфи в Эльсвике были заложены два корабля, в 1897-1898 годах они были переданы заказчику.

У Уоттса получились небольшие, до 4000 тонн, корабли с довольно высокой скоростью (почти 17 узлов), с двумя 210 мм орудиями в одиночных башнях на носу и в корме. Кроме того у кораблей была скорострельная артиллерия из шести 120 мм и шести 76 мм пушек.

Имена броненосцы получили в честь знаменитых норвежцев -«Харальд Хаарфагре» и «Торденскьёлд»(более правильное произношение-"Торденшельд").

Ха́ральд Прекрасноволо́сый (др.-сканд. Haraldr hárfagri, норв. Harald I Hårfagre; умер ок. 933) — сын Хальвдана Чёрного, конунг Вестфольда, первый король Норвегии. Представитель рода Инглингов, родоначальник династической ветви Хорфагеров, правившей Норвегией до XIV века.

Петер Янсен Вессель (дат. Peter Jansen Wessel), более известный как Педер Торденшельд (встречаются также варианты написания Петер Торденшельд, но правильнее Педер Турденшёльд; дат. Peder Tordenskjold; 28 октября 1691 — 20 ноября 1720) — видная фигура датского флота во время Северной войны. Благодаря своим заслугам смог дослужился до чина вице-адмирала.Родился в Тронхейме в Норвегии.Торденшельд-Громовой Щит - дворянское имя датского адмирала.

Норвежским флотом корабли были приняты с восторгом. "Армстронг", не теряя времени, в конце 1898 года предложил довольному заказчику построить еще пару броненосцев по тому же проекту, но с усовершенствованиями. Уоттс сделал несколько эскизов и уже весной 1899 года в Эльсвике были заложены еще два броненосца, известные нам под именами «Норге» и «Эйдсволд». Норвежский флот получил их в 1901 году. От "Харальда" они отличались несколько большими размерами, более тонкой, но уже крупповской броней, и средним калибром уже из 152 мм орудий.

В 1905 году Норвегия все-таки добилась независимости от Швеции, причем мирным путем. Воевать за норвежские скалы шведы уже не горели желанием. Норвежский престол занял специально приглашенный датский принц.

Норвежский же флот решил усилить свою мощь за счет постройки в Британии еще двух броненосцев береговой обороны- типа "Bjørgvin"(«Нидарос» и «Бьоргвин» ,4900 т, 4500 л.с. , 15 узлов, 2 - 240 мм, 4 - 152 мм, 6 - 100 мм, 2 ТА). Заказ согласовали в 1912 году и оформили в январе 1913 года, но до начала мировой войны сдать норвежцам не успели. Практически готовые корабли были конфискованы Англией и вошли в состав Королевского флота как «Горгон» и «Глэттон».

В итоге около 40 лет основной боевой силой норвежского флота были четыре броненосца береговой обороны постройки конца 19-го века. Несмотря на безнадежное моральное устаревание, норвежцы поддерживали корабли в идеальном техническом состоянии, а выучка норвежских моряков была на достойном уровне. За время службы в порядке модернизаций добавилось несколько зенитных орудий.

Небольшой, но хорошо подготовленный норвежский флот вместе с четвертым в мире по тоннажу торговым флотом стал хорошей помощью союзникам во второй мировой войне. Норвежские моряки достойно воевали на полученных от англичан кораблях.

-3

-4

-6

«Харальд Хаарфагре»HNoMS«Harald Haarfagre» верфь «Armstrong»; Эльзвик— заложен 18 марта 1896, спущен на воду 4.01.1897, в строю с 10 июня 1897 гг. захвачен Германией 09.04.1940 («Thetis»). Сдан на слом в 1947 .

«Торденскьёлд»HNoMS«Tordenskjold» верфь «Armstrong»; Эльзвик— заложен 18 марта 1896 , спущен на воду 10.03.1897. в строю с 2 апреля 1898 гг. захвачен Германией 09.04.1940 («Nimphe»).Сдан на слом в 1948 .

Водоизмещение- 3380/3 858 длинных(3920 т) т . Длина 85,34/92,66 м. Ширина 14,78 м. Осадка 5,38-5,6 м.
Бронирование (гарвеевская броня) пояс: 152—178 мм; оконечности: 102 мм; палуба: 51-37 мм; башни главного калибра: 127—203 мм, основания башен: 152 мм; погреба: 203 мм; боевая рубка: 152 мм
Двигатели- 2 паровые машины тройного расширения, 6(3 двойных) цилиндрических котлов;4000-4 500 л.с. 2 вала. Скорость 16,9 узлов максимальная. Запас угля 500-550 тонн.Дальность плавания 5000 миль. Экипаж 245—249 человек
Вооружение-2 × 208-мм/44Armstrong B, 6 × 119-мм/44 Armstrong Y, 6 × 76-мм Armstrong N, 6 × 1-фнт. 37-мм/45 Hotchkiss
1914 г.- были установлены 2—76-мм зенитки и 2 пулемета.
1923 г.-были установлены 2 x 1 - 47мм /46 QF Mk I
около 1939 г.-были установлены 2 x 1 - 76мм /28 Bofors M36, 2 x 1 - 20мм/70 Oerlikon M36, 2 x 1 - 12,7 мм / 90
Минно-торпедное- 2 × 457-мм подводных ТА

Вооружение во время службы у немцев после переоборудования в зенитные плавбатареи-6 × 10,5 см зенитных орудия, 2 × 40-мм зенитные орудия, 14 × 20-мм зенитные орудия. По другим данным-7 × 102-мм 2 × 40-мм 9 × 20-мм

Макеты кораблей береговой обороны Tordenskjold и Eidsvold . Торденшельд впереди.
Макеты кораблей береговой обороны Tordenskjold и Eidsvold . Торденшельд впереди.
-9

Броненосцы имели броневой пояс, прикрывающий по ватерлинии около 60% длины корабля( 174 фута длиной и 6,5 футов высотой), толщина которого составляла от 178 мм на миделе до 102 мм в оконечностях. Бронеплиты изготавливались из гарвеевской стали. Броневая палуба 51 мм прикрывала пояс, в оконечностях ее толщина составляла 37 мм. Борта в оконечностях защищались 31 мм стальными листами.

Tordenskjold
Tordenskjold

Два 8,2-дюймовых орудия размещались в бронированных башнях на носу и корме, защищенные 203 мм броней. Пушка стреляла 140-кг снарядом. Кроме того броненосцы располагали шестью 4,7-дюймовыми(по три на борт в центральной батарее), шестью 3-дюймовыми(по три на борт в центральной батарее) и шестью мелкокалиберными скорострельными орудиями.

"Джейнс" упорно указывает на разный калибр торпедных труб у броненосцев-на головном 18 дюймов, а на втором-17,7.

Паровые машины фирмы "Хауторн Лесли". Скорость составляла почти 17 узлов.

Броненосцы несли незаметную, но необходимую службу первоначально в норвежском флоте Шведско-норвежской унии (до 1905 года), а после обретения Норвегией независимости охраняли суверенитет Норвежского королевства. При этом корабли почти не покидали родных вод. "Торденскьолд" в 1899 году гостил в Екатерининской бухте на Кольском полуострове."Харальд Хорфагре" в 1907 году побывал в Нью-Йорке. После первой мировой броненосцы стали учебными кораблями.

В 1933 году в носовой башне "Торденскьолда" из-за сдетонировавших снарядов произошел взрыв, погибло 14 курсантов. После этого "Харальд Хорфагре" и "Торденскьолд" были выведены из состава флота и разоружены.

tordenskjold
tordenskjold

Харальд Харфагре в сухом доке на военно-морской базе Карлйохансверн
Харальд Харфагре в сухом доке на военно-морской базе Карлйохансверн
-16
harald_haarfagre в Копенгагене
harald_haarfagre в Копенгагене

KNMS_Tordenskjold_1933
KNMS_Tordenskjold_1933

Оба броненосца были захвачены немцами в первый же день вторжения 9 апреля 1940 года. Захватчики переоборудовали старые броненосцы в плавучие зенитные батареи. В 1941 году они заступили на боевое дежурство как «Thetis» (бывший «Харальд Хаарфагре») и «Nimphe» (бывший «Торденскьёлд»). Использовались они, в частности, при организации ПВО "Тирпица", правда, без особых успехов.

«Nimphe» на службе рейха
«Nimphe» на службе рейха


Больше всего не повезло
«Nimphe». Союзники в конце концов разбомбили его и он выбросился на берег у города Свольвере в северной Норвегии в мае 1945 года. В том же году норвежцы его сняли с мели и некоторое время использовали как плавказарму. А в 1948 году продали на лом.

«Thetis» войну пережил и был возвращен владельцам. Его использовали в качестве плавказармы и для перевозки немецких военнопленных. В 1948 году его отправили на переплавку.

В общем жизнь у норвежских броненосцев оказалась длинной, почти полвека, но крайне небогатой на события.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам