Найти тему

Тайная жизнь киношколы

Логотип ВГИКа
Логотип ВГИКа

Мастерство кинокритики у нас во ВГИКе вёл Пётр Шепотинник. Недолго. Всего один курс - второй.

Мы встретились первый раз в начале длинной летней сессии. Мастер сказал, что всем обязательно нужно посмотреть фильм "Австрийское поле".

Кадр из фильма "Австрийское поле"
Кадр из фильма "Австрийское поле"

Не знаю, почему из всех отечественных картин, вышедших в рубежном 1991-м, Шепотинник выбрал именно эту. С одной стороны, начинающему киноведу есть на чём оттоптаться, улавливая мотивы и прослеживая реминисценции, забрасывая крючки хоть к Зигмунду Фрейду, хоть к Моцарту, хоть к Бергману с Тарковским. А с другой стороны, фильм настолько беспомощный и подражательный, что поверять алгеброй тут совершенно нечего - гармонию? какую, на хрен, гармонию!

Кинокритик и публицист Пётр Шепотинник
Кинокритик и публицист Пётр Шепотинник

Тем не менее, оставленную Петром Борисовичем кассету мы посмотрели, позёвывая и посмеиваясь, и принялись ждать следующей встречи. Но мастер укатил на какой-то кинофестиваль и нарисовался только на исходе сессии, на зачёте.

Кадр из фильма "Австрийское поле"
Кадр из фильма "Австрийское поле"

А наш курс в тот день сдавал историю зарубежного изобразительного искусства. И после экзамена, по инициативе однокурсника, который в ту пору коммерсовал и владел ларьком - всего одним, но где-то в центре, - мы решили отметить очередной сессионный рубеж. На рынке неподалёку от ВГИКа был куплена литровая бутыль спирта Royal, получившего в народе название "рояль" и массового любимого за хорошо темперированный эффект - после определённой дозы сознание оставалось по-прежнему ясным, а вот опорно-двигательный аппарат отключался напрочь. Мерзковатый на вкус, пахнущий шампунем "Рояль" нужно было разбавить, для этого вполне годился швепс. Гонцы вернулись в институт. И начался, цитирую Эйзенштейна, чечёточный монтаж.

-5

Первый раз мы ударили по клавишам в укромном месте на четвёртом этаже. Потом на лавочке по дороге на Будайскую. Потом в общаге, в комнате, где жили мы с Радиком Пересецким. И снова там же. И снова.

Кадр из фильма "Австрийское поле"
Кадр из фильма "Австрийское поле"

Шепотинник должен был встретиться с курсом в шесть вечера на Будайской, в учебной аудитории. К этому времени изложить достаточно внятно своё мнение об "Австрийском поле" и современных горизонтах киноведческой мысли мог только один человек - наша староста Валя, рассудительная мать двоих детей из Минска.

Зачёт получили все. Нам хватило куража пригласить Петра Борисовича к столу - для диалога поколений. Пётр Борисович деликатно отказался: "я за рулём".

На третьем курсе мы узнали: Шепотинник не будет вести семинары и принимать экзамены и зачёты. Проклятые голландцы со своим "Роялем"!