Мы уже рассматривали историю с посещением советскими специалистами Италии для знакомством с ее ВМФ и возможностью по созданию военно-морских вооружений летом-оченью 1930 года. На тот момент основной задачей перед советской делегацией было знакомство для последующего принятия решения уже по непосредственным заказам отдельных видов вооружения (вплоть для заказов боевых кораблей). По итогам работы первой делегации осенью 1930 года руководство ВМС СССР определилось с приоритетами, среди которых на первом месте были торпеды!
Во многих источниках подчеркиваются, что Россия и ее флот в конце XIX- начале XX веков были лидерами в использовании минного оружия на море, русские морские офицеры считались отличными специалистами в деле применения минного оружия, в том числе и торпед. Так это и было, но вот в деле производства самих торпед, с учетом уровня развития промышленности Российской империи, были проблемы, которые почти решились к началу Первой мировой войны.
Наиболее современной торпедой в российском императорском флоте являлась 450-мм (18 дюймов) торпеда Фиумского завода «Уайтхэда» образца 1912 года (кроме того, на вооружении находилась торпеда такого же калибра для миноносцев обр. 1908 года, а также обр. 1907 и 1910 гг. для подводных лодок).
Торпеда массой 810 кг и длиной 5550 мм приводилась в движение поршневой машиной «с влажным подогревом» и могла развивать скорость 43 узла, проходя в этом режиме два километра. 30-узловым ходом она могла пройти пять, а 28-узловым - шесть километров, доставляя к цели 100 кг ВВ. В 1912 г. Морское министерство заказало заводу «Уайтхэд» партию из 250 торпед, однако до начала Первой мировой войны наш флот успел получить только 24 штуки. Производство пришлось налаживать у себя, на заводе Г.А.Лесснера и Обуховском. Торпеда была несколько усовершенствована.
Торпеда 45-12 (СССР): длина - 5,705 м, общая масса - 820 кг, масса ВВ - 116 кг, давление воздуха - 160 кг/кв.см, дальность хода - 3000 м (39 узлов), 6000 м (29,5), носители - ПЛ, ТКА Ш-4, СКР пр.2, ЭМ.
Торпеда 45-Ф (Италия, Фиумский завод): длина - 5,7 м, общая масса - 918 кг, масса ВВ - 200 кг, давление воздуха - 180 кг/кв.см, запас воздуха - 293 л, дальность хода - 2000 м (43,5 узла), 3000 (41), 8000 (27,5), носители - надводные корабли.
В 1917 году заводу Г.А.Лесснера в Петрограде были заказаны шесть опытовых торпед калибра 533 мм (21 дюйм), заряд ВВ в которых увеличили до 215 кг. Двухрежимная торпеда рассчитывалась на 45-узловой ход на дистанции 3000 м и на 10000 м 30-узловым ходом. До марта 1918 года завод успел изготовить три торпеды, предназначавшиеся для стрельбы из подводных торпедных аппаратов.
По вопросам развития отечественных торпед у нас есть специальный цикл статей, посвященный данному вопросу, поэтому мы не будем здесь повторяться. Однако отметим, что революционные потрясения в 1917-1920 годах не прошли бесследно как для промышленности страны, так и для ее оружейных заводов, практически все пришлось "поднимать" заново.
К середине 20-х годов в распоряжении восстанавливаемого советского флота (ВМС РККА) все еще находились торпеды созданные до революции, причем как правило калибром 450-мм. Поэтому когда встал вопрос о создании новой торпеды калибром 533-мм вспомнили о "царской разработке" и на основе именно этой торпеды «Остехбюро» под руководством В.И.Бекаури разрабатывало «первую советскую торпеду», позднее получившую обозначение 53-27. Но это оказалось не так просто.
Интересно, что В.И.Бекаури в начале 20-х годов занимался сначала созданием систем дистанционного и автоматического управления торпедами, а затем - носителями торпедного орудия. Считается, что именно В.И.Бекаури, сделав ставку на торпедное оружие, благодаря знакомству с руководством страны фактические инициировал создание "москитного флота". Однако, когда дело дошло до практического освоения построенных торпедных катеров, выяснилось что для них не только нет современных 533-мм торпед, но и "дореволюционного" запаса 450-мм торпед катастрофически мало.
Работы в этом направлении немного сдвинулись только в 1926 году, когда бывший завод Г.А.Лесснера (вскоре переименованный в «Двигатель»), передали в ведение «Остехбюро», и наконец, «началась разработка» 533-мм торпеды (непосредственно ею занимался Р.Н Корвин-Коссоковский). До 1930 года удалось изготовить 52 торпеды типа 53-27. Однорежимность (45 узлов, 3700 м), «конструктивное несовершенство проекта и низкое качество изготовления» имели следствием то, что боевым оружием торпеду 53-27 считать было нельзя.
Торпеда 53-27 (СССР): длина - 7,035 м, общая масса - 1715 кг, масса ВВ - 265 кг, давление воздуха - 180 кг/кв.см, запас воздуха - 673 л, дальность хода - 3700 м (43,5 узла), носители - ПЛ и ТКА Г-5.
Эксперименты с торпедой 53-27, проводившиеся на Феодосийском полигоне, показывали результаты, не внушавшие оптимизм: торпеда плохо держала глубину, не обеспечивалась герметичность (имелись даже случаи потопления торпеды на дистанции), точность попадания в цель также оставляла желать лучшего (глубина хода торпеды 53-17 до 10 м).
Торпеда 53-Ф (Италия, Фиумский завод): длина - 7,2 м, общая масса - 1590 кг, масса ВВ - 300 кг, давление воздуха - 180 кг/кв.см, запас воздуха - 607 л, дальность хода - 2000 м (43,5 узла), 3000 (41), 8000 (27,5), носители - надводные корабли и ПЛ
Торпеда 45-Ф (Италия, Неаполитанский завод): длина - 7,25 м, общая масса - 1775 кг, масса ВВ - 300 кг, давление воздуха - 180 кг/кв.см, дальность хода - 4000 м (46 узлов), 8000 (36), 12000 (28,5), носители - надводные корабли из специальных ТА.
В условиях повышенного внимания военного и политического руководства страны к предстоявшему вступлению в строй ПЛ I серии (типа «Декабрист»), «спровоцированного», естественно, самим флотом, отсутствие у них основного оружия могло серьезно подорвать престиж командования ВМС. Кроме того, теория «москитного флота», проповедовавшаяся у нас в 1920-е годы, во многом теряла свое очарование в том случае, если «чудо-оружие» - "Туполевские" торпедные катера типов Ш-4 и Г-5, представлявшие собой, по существу, ничто иное, как "увеличенный в размерах и самодвижущийся поплавок гидросамолета" (как пишет Д.Ю.Литинский), - должны были топить «империалистические дредноуты» торпедами, созданными накануне минувшей войны и при царском режиме. Это ведь было бы абсолютно не "политкорректно"!!
Ознакомившись с проектированием и производством торпед в Италии, руководитель советской делегации Д.К.Сивков писал НВМС РККА РА.Муклевичу: «Докладываю, что Бекаури не вполне представляет себе те трудности, которые стоят на пути усовершенствования нашей 21 -дюймовой торпеды».
Действительно, если сравнить приведенные выше ТТХ, то 533-мм торпеда Фиумского завода, имея одинаковую с нашей массу ВВ (250 кг- фактически масса ВВ была 300 кг, но итальянцы «скромно» давали меньшую цифру), показывала большую дальность и скорость, чем опытные экземпляры 21-дюймовой торпеды разработки «Остехбюро». Итальянская торпеда применялась для стрельбы как с ПЛ, так и с надводных кораблей, что делало ее весьма привлекательной для нас: требовалось оружие не только для советских ПЛ, но и для проектировавшихся лидеров.
Вследствие небольшой дальности хода торпеды «53-27» годилась лишь для стрельбы с ПЛ, которая (теоретически) могла подходить ближе к цели, оставаясь незамеченной противником. Применявшаяся на отечественных ТКА 18-дюймовая торпеда имелась в арсеналах, но ее ТТХ уже совершенно не удовлетворяли современным требованиям. Эти торпеды обр. 1910/1915 г. собирались из оставшихся во флотских арсеналах с 1917 года частей, учтенных по понятным причинам весьма строго. К 1933 году из них можно было изготовить всего 150 торпед, тогда как потребность оценивалась минимум в 256 штук. Поэтому требовалось по меньшей мере 100 торпед калибра 18 дюймов и 70 калибра 21 дюйм (20 готовых и 50 штук полуфабрикатов).
Поэтому не удивительно, что тот же Р.А.Муклевич (НВМС РККА) еще осенью 1930 года говорил: "... мы наметили сейчас: 200 штук 18-дюймовых торпед. Мы вооружены 18-дюймовой торпедой, ставить ее производство также трудно, как и 21-дюймовую. Поэтому лучше сосредоточить внимание на новой, а старую купить". По первым расчетом предлагалось купить 18-дюймовых торпед на сумму 1 млн.200 тыс. рублей, и 50 штук 21-дюймовых - на сумму 1 млн. рублей.
Первое время казалось бы, что вопрос будет решен достаточно оперативно, так как и сами итальянцы были заинтересованы в получении советского заказа на такую сумму. Однако из-за проблем в вопросах экономического взаимодействия двух стран к этому вопросу удалось вернуться только в апреле 1932 года. Специалисты в Италии получили четкие указания НМС по заключению договора на поставку 130- 533-мм торпед, двух трехтрубных торпедных аппаратов Неаполитанского завода, десяти образцов антенных мин и десяти глубинных бомб. Более того, советской комиссии предлагалось вступить в переговоры о приобретении технической помощи и оборудования для постройки торпедного завода и организации производства торпед в СССР.
Как бы то ни было, но к концу 30-х годов торпеды для советского флота производились на четырех заводах (по данным Ю.Л.Коршунова, А.А.Строкова): "Двигатель", им.К.Е.Ворошилова (Ленинград), "Красный Прогресс" (Б.Токмак), "Дагдизель" (Махачкала). Неудачная торпеда 53-27 была модернизирована с использованием заимствований с итальянской торпеды 53Ф (регулятор давления, подогревательный аппарат, гидростат и др.) и принята на вооружением под обозначением 53-36. Однако и этот тип торпеды не стал надежным образцом. Вновь понадобилась итальянская помощь - на отечественных заводах начали воспроизводство итальянских 450-мм и 533-мм торпед, закупленных в 1932 году, проекты и чертежи которых были проработаны НИМТИ (Научно-исследовательский Минно-торпедный институт). Только после этого советский флот начал получать относительно современные торпеды 45-36Н и 53-36, имевших "итальянский" след.
Но были закуплены не только торпеды, но об этом в следующей публикации.