В предыдущих статьях я писал о турецких черкесах и сравни их с российскими. В сегодняшней статье мне бы хотелось рассказать о черкесах проживающих в Сирии, Иордании и Израиле. Так как живут ближневосточные черкесы?
После окончания Кавказской войны черкесы были депортированы в Османскую империю. Но стоит отметить, что в 1864 году Османская империя представляла с собою не только территорию современной Турции, в её владения также входили Сирия, Ливан, Иордания Израиль. Поэтому руководство Османской империи расселило адыгов не только на Баканы и Анатолию, но и в ближневосточные провинции.
Сегодня на Ближнем Востоке проживает полумиллиона потомков черкесских мухаджир. Что ж давайте рассмотрим подробнее эти ближневосточные страны, где черкесская диаспора проживает на протяжении 150 лет.
Иордания.
В Иорданию адыги стали активно заселяться в начале 20 века. В 1914 году началась Первая Мировая война, и черкесы принимали активное участие в защите Иордании. С образованием независимого королевства Иордания - черкесская гвардия стала верной опорой королевской власти. Иорданские черкесы сохранили свой язык и культуру, традиционный стиль воспитания детей, а свод черкесского этикета «Адыгэ Хабза» и кодекса бытового поведения «Базанджа до сих пор являются основой в их национальном укладе. Согласно официальным данным статистики всего в Иордании насчитывается 240 тыс. человек.
Сирия.
В период Османской империи сирийских черкесов насильственно пытались отуречить. Но Османская империя потерпела поражение в Первой мировой войне, поэтому Сирию была оккупирована Францией. С 1961 года Сирия становится полным независимым и многонациональным государством, и черкесы стали активно пополнять вооруженные силы республики. Новое сирийское руководство не проводило насильственной политики ассимиляции поэтому черкесы смогли сохранить свой язык и культуру.
До войны в Сирии проживало около 160 тыс. адыгов, которые являются потомками: абазин, абхазов и кабардинцев. После начала гражданской войны в Сирии многие черкесы заявили о своём желании перебраться на землю предков, потому стали массово подавать заявку в российское посольство (подробнее об этом читайте ЗДЕСЬ).
Ирак
Миграция черкесов в Ирак имела несколько этапов: с Черкесии в период Кавказской войны и с Балкан в период мухаджирства. Следует отметить, что в Ирак мигрировали не только этнические адыги, но и дагестанские народы, а также вайнахские народы. Многие современные черкесы интегрировались в иракскую культуру, но при этом сохранили свой язык. Однако черкесская молодёжь всё реже использует адыгский язык по сравнению со старшим поколением и предпочитает разговаривать на арабском. Точное числе черкесов в Ираке сложно назвать, поэтому демографы указывают приблизительные цифры, где потомки мухаджир имеют численность населения около 30 тыс .человек.
Вывод. Общей характерной чертой для сирийских и иорданских черкесов является то, что они в отличии от своих турецких братьев не были подвержены принудительной ассимиляции, потому сохранили свой язык и культуру. Также ближневосточная черкесская диаспора в отличии от турецкой менее политизирована, потому не проявляет русофобской агрессии и не требует от России признания так «называемого геноцида».
Список используемой литературы
- Адыгская (черкесская) энциклопедия / под ред. М. А. Кумахова. — М.: Фонд им. Б. Х. Акбашева, 2006. — 1248 с. — 5000 экз. — ISBN 5-99003-371-0.
Итак, дорогие читатели делитесь своим мнением в комментариях, ставьте «лайки» и подписывайтесь на мой канал МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА