Недавно Счетная палата РФ опубликовала итоги аудита мусороперерабатывающей отрасли. Оказалось, что нововведения по обращению с ТКО, вступившие в силу 1 января 2019 года, почти не принесли результатов: уровень переработки отходов в России по-прежнему составляет 7%, а 90% мусора складируется на полигонах и свалках.
Более того, ситуация в ближайшее время может ухудшиться, так как существенная доля операторов по обращению с ТКО работает в убыток. Так, в Алтайском крае текущий год завершили с отрицательными показателями две из пяти компаний.
В их числе ООО „Спецобслуживание-Центральное“, в ведении которой находятся Алейская, Бийская и Заринская зоны. По данным Счетной палаты, убытки регоператора составили 47 млн рублей. Почему так произошло и какие мусорные проблемы остаются актуальными для наукограда, читайте в материале „Делового Бийска“.
Начинать надо с контейнеров
Тот факт, что для эффективной реализации новой программы по обращению с ТКО в Бийске элементарно не хватает мусорных контейнеров, сегодня, казалось бы, ни у кого не вызывает сомнений.
О необходимости докупить баки в ноябре 2019 года говорил и глава города Александр Студеникин, обсуждая за круглым столом с городской общественностью причины возникшего тогда в наукограде мусорного коллапса. Логика простая: по регламенту машины должны вывозить мусор с одной контейнерной площадки один раз в сутки, и если возникает необходимость делать это дважды, значит проблема с нехваткой тары. А то, что в Бийске мусоровозы проезжают по целому ряду адресов дважды в сутки, подтвердят многие бийчане. Что уж говорить о частном секторе в Заречье, где оборудованные места сбора ТКО можно пересчитать по пальцам. Но одно дело осознавать проблему, другое — найти средства для ее решения. У муниципалитетов возможности в этом плане, как правило, крайне ограничены.
„Те финансовые возможности, которые есть у нас, не позволяют закупать контейнеры в большом объеме. Большой контейнер стоит порядка 45 тысяч рублей, малый — в районе 8 тысяч. Даже если купить сотню, то уже выходит почти миллион. В следующем году мы планируем купить порядка 100 контейнеров. В этом году уже купили несколько десятков“, — сообщил мэр в ноябре прошлого года.
Напомним, в 2019 году из бюджета города действительно было выделено 600 тысяч рублей на приобретение контейнеров для частного сектора. Это были баки для крупногабаритного мусора и в очень ограниченном количестве. А вот когда будут закуплены контейнеры, запланированные на 2020 год, неизвестно. Между тем, время идет.
Депутат Алтайского краевого Законодательного собрания по Бийскому округу № 31 Григорий Бахтин считает, что решать вопрос необходимо на федеральном уровне. По его словам, прежде чем приступать к реформированию системы обращения с ТКО, необходимо было обеспечить готовность регионов и выделить соответствующее финансирование. По факту с этим согласны и в самом правительстве. Не случайно в марте текущего года глава минприроды Дмитрий Кобылкин обратился в минфин с просьбой выделить из федерального бюджета средства на обеспечение регионов контейнерами для сбора мусора. Речь шла о сумме около 12 млрд руб. на закупку и установку контейнеров для раздельного и смешанного сбора твердых коммунальных отходов, сообщает ТАСС.
На сегодняшний день федеральные власти идею субсидирования поддержали отчасти: господдержку смогут получить те регионы, которые уже включили в соглашения с операторами по вывозу мусора условия о раздельном сборе отходов (РСО). Кроме того, в регионе должен быть принят нормативный правовой акт, предусматривающий такой способ сбора мусора, сообщает сайт правительства РФ. Соответствующее постановление подписано в конце сентября.
Однако нашему городу до этого еще очень далеко, считает представитель регоператора по Бийской зоне, директор ООО „Спецобслуживание-Центральное“ Алексей Щербатов:
— Рано или поздно все регионы придут к раздельному сбору мусора, но сначала необходимо навести порядок в том, что имеем. Да, начали закупать контейнеры для крупногабаритного мусора, но многие жители до сих пор не понимают, что они не предназначены для обычных отходов, и сваливают туда все подряд. Где-то УК решили убрать небольшие баки и оставить только контейнеры под крупногабарит, в итоге имеем быстрое переполнение и свалки. Также до сих пор контейнеры есть не во всех мусороприемниках девятиэтажек, а это дополнительный ручной труд на загрузке, который мы должны оплачивать работникам. В совокупности все эти факторы приводят к тому, что периодически то там, то тут возникают очаги скопления мусора, хотя мы и так совершаем гораздо больше рейсов, чем это предусмотрено регламентом СанПиНа.
Бизнес не спешит делить ответственность
Еще одна загвоздка в решении проблемы — нежелание платить за услуги по вывозу ТКО со стороны предпринимателей. По словам Алексея Щербатова, за два года реализации реформы договор с регоператором заключили лишь 15% ИП и юрлиц города. Тогда как многие привыкли избавляться от производственных отходов за счет жителей, сгружая мусор в их контейнеры. При этом сбор платежей с населения на сегодня составляет порядка 60% в частном секторе и 90% в МКД.
Данный факт подтверждает и административная проверка организаций потребительского рынка, проведенная этим летом. Как сообщает отдел по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры администрации г. Бийска, свои обязанности игнорируют в основном владельцы небольших магазинчиков и офисов, расположенных на первых этажах жилых домов. Арендаторы коммерческой недвижимости считают, что договор на вывоз ТКО обязан заключать их арендодатель, хотя закон обязывает делать это именно собственника отходов.
„Это тоже большая проблема, потому что за счет неучтенного мусора, образуемого предприятиями, баки МКД быстро переполняются. В итоге жильцы многоэтажек страдают дважды: во-первых, на контейнерных площадках образуются свалки, во-вторых, получается, что население оплачивает услугу за организации, которые таким образом экономят, — комментирует Алексей Викторович. — Хорошо, что мэрия наконец обратила на это внимание, разместила информацию о штрафах за нежелание заключать такой договор с регоператором и так далее. Но прошло уже 2 года с начала перехода на новую систему обращения с ТКО, а это солидная сумма недополученных средств“.
Зачем усложнять процесс?..
По словам Алексея Щербатова, со своей стороны регоператор решает вопрос всеми возможными средствами: ведет разъяснительную работу, где это не помогает — подает судебные иски. В отношении нескольких предприятий уже есть судебные решения. Однако пока глобально переломить ситуацию не получается. Вывод: действовать надо консолидированно.
„Без заинтересованности властей города изменить ситуацию коренным образом не получится. Нужно вести масштабную разъяснительную работу с населением, выработать стимулирующую систему для УК и ТСЖ, если надо — практиковать какие-то штрафные санкции и так далее, — считает директор ООО „СпецобслуживаниеЦентральное“.— Примеры положительного опыта работы бийских УК в этом направлении есть, надо их приумножать. Процесс перехода на новую модель обращения с ТКО и без того небыстрый: достаточно посмотреть на опыт Германии. Даже с учетом менталитета немцев и жесткой системы введенных там штрафов стране понадобилось для перехода 30 лет. Судя по тому, что происходит у нас, понадобится гораздо больше…“.
Справка:
По данным Счетной палаты в 2019 году в Алтайском крае практически не велась работа по совершенствованию процесса утилизации отходов: не проводились мероприятия по раздельному сбору ТКО, не велась просветительская деятельность, не вкладывались средства в инфраструктуру, отрасль никак не стимулировалась. Аналогично складывается ситуация и в ряде других регионов. По прогнозам контрольного органа, при развитии событий в том же русле, уже к 2024 году официальные полигоны в 32 регионах будут полностью забиты, в том числе в Алтайском крае. В то же время Счетная палата отмечает, что сам механизм реформы требует доработки. К примеру, в проекте не предусмотрены меры, направленные на предотвращение и сокращение объемов образования отходов. Речь, в том числе, о стимулировании населения использовать многооборотные товары, тару и упаковку. Отсутствуют и мероприятия по раздельному сбору отходов. Кроме того, установленные в проекте целевые результаты и показатели не были согласованы с регионами, в результате 42% субъектов не подтвердили возможность их выполнения и не заключили с минприроды России соглашения о реализации региональных проектов. При этом планировалось, что к 2024 году уровень переработки отходов должен достичь 60% по всей стране. Каким образом будет достигаться показатель, если сейчас он равен 7%, непонятно. Заметим, в Алтайском крае этот показатель и вовсе равен нулю.
Юлия Петрушина, фото из архива редакции.