С августа на на канале HBO выходит проект, оригинально сплавивший классические лавкрафтианские ужасы, драму и проблему расизма в США 50-х. Увы, теленовелла получила смешанные отзывы и столкнулась с серьезной критикой. Рассказываем из-за чего так вышло.
Имя этого американского писателя и журналиста так же значимо для литературы ужасов, как имя Агаты Кристи для детектива. По сути, он является одним из родоначальников жанра, предтечей Стивена Кинга, Клайва Баркера и много кого ещё.
Существует даже отдельный поджанр хоррора — так называаемые лавкрафтианские ужасы. И речь здесь идет уже давно не только о литературе: кинематограф, аниме, компьютерные игры, музыка (от Metallica до «Короля и Шута» и Oxxxymiron`а) — щупальца неописуемо ужасных созданий странного прозаика глубоко проникли в массовую культуру.
Книга Мэтта Раффа «Страна Лавкрафта» (2018) исследует связь между лавкрафтианскими фантазиями и американским расизмом эпохи законов Джима Кроу (это когда на законодательном уровне права афроамериканцев были жёстко ограничены).
Резонный вопрос: а при чем тут вообще Лавкрафт?
Дело в том, что и при жизни, и особенно после смерти, писатель обвинялся в открытой нетерпимости к афроамериканцам (а заодно —евреям). Скандалов по этому поводу была (и, видимо, ещё будет) тьма, а многие произведения на этом основании пытались запретить.
Так вот именно по книге Раффа и снят обсуждаемый сериал. Точнее, здесь очень плотно переплетены известные сюжеты Лавкрафта с реалиями юга США 50-х.
По сюжету юный ветеран Корейской войны Аттикус Фриман возвращается на родину, в самое сердце расовой сегрегации. С дядей, составителем путеводителя для черных (т.н. «зеленой книги» — см. недавний «Оскар») и подругой детства он отправляется на поиски таинственно исчезнувшего отца.
Каждая серия является законченной адаптацией какого-нибудь из рассказов Лавкрафта. По дороге героям, помимо архетипических реднеков-расистов с ружьями, встречаются мраккультисты, призраки и уже ставшие визуальной классикой монстры.
Получившаяся на выходе гремучая смесь из актуальной повестки демпартии США, текстов американского писателя и типичного «блэксплойтейшена» смотрится странно, но оригинально.
Хоть нам так и не встретятся полюбившиеся Чарльз Декстер Вард или Ричард Аптон Пикман, а чудовища имеют вполне осязаемую и поддающуюся описанию форму, параллель между невыразимым космическим ужасом и делами людей получилась вполне себе прозрачная.
Стоит ли смотреть?
Сериал актуален для интересующихся Америкой 50-х. Если вам нравится джаз, рок-н-ролл и истории про расовую сегрегацию, то проект, скорее всего, зайдёт.
Но в массе своей сердца российских зрителей проект не затронет, поскольку слишком уж заточен на американского (причём черного и голосующего за демократов) зрителя.
Увы, в сухом остатке это всего лишь красиво сделанная пропагандисткая агитка в виду близящихся там выборов. Впрочем, эксперимент вышел в любом случае интересным, а уж если вам любопытно, как работают продвинутые политтехнологии в США, то к просмотру данный сериал обязателен.
Спасибо, что дочитали! Какие еще сериальные и киноэкранизации вы хотите увидеть и обсудить на нашем канале?