Художники, входившие в ТПХВ, называли себя "передвижниками". Это прогрессивное художественное объединение было основано в 1870 году, в столичном Петербурге. Инициаторами создания Товарищества были Н.Н. Ге, И.Н. Крамской, В.Г. Перов и Г.Г. Мясоедов, которые боролись с официальным центром художественного искусства – Петербургской Академией Художеств, за демократические идеалы передовых художников России.
Развивая и дальше художественные традиции руководимой И.Н. Крамским Артели художников (который и стал идейным вдохновителем ТПХВ), под мощным воздействием эстетических и общественных воззрений мятежных демократов Н.Г. Чернышевского и В.Г. Белинского, передвижники дерзновенно попрощались с идеалистической эстетикой и канонами академизма.
Поскольку передвижники освободились от опеки и регламентации Академии Художеств, они развернули активную просветительскую деятельность и организовали работу внутри ТПХВ на кооперативных принципах. С 1871 года Товариществом было проведено 48 передвижных художественных выставок, показанных сначала в Москве и Санкт-Петербурге, а далее в Харькове, Киеве, Одессе, Орле, Риге и других городах.
Основы художественного творчества передвижников
Основой своего искусства передвижники избрали критический реализм, творчески подходя к правдивому изображению истории и жизни народа, красоты природы родной страны. Своим творчеством художники – передвижники стремились служить интересам своего народа, прославляя его трудолюбие, мудрость, красоту, величие и силу. Создавая свои полотна, они беспощадно обличали врагов и угнетателей народа в невыносимо тяжелых условиях его жизни.
Имея гуманистические и демократические воззрения, передвижники беспощадно осуждали царское самодержавие в России, изображали освободительное движение народа с искренним сочувствием. Лучшие произведения передвижников обладали мощным драматизмом и приемами социального обобщения, тонким мастерством типизации, представляя сословия и целые классы посредством изображения отдельно выписанных образов и сюжетов. В искусстве передвижников ведущими жанрами были портрет и бытовой жанр, которые акцентировали внимание зрителей на типичности бытовых условий жизни народа, его мышления и создавали передовые образы для утверждения демократических идеалов.
Пейзаж и исторический жанр в искусстве передвижников
Пейзаж и исторический жанр получили среди передвижников широкое развитие. Актуальные нравственные и философские темы воплощались в религиозных сюжетах картин, а на этапе своего расцвета (с 1870 по 1880 г.г.) творчество передвижников охватило все стороны жизни, придавая их работам большей натуральности и свободы в выборе художественных приемов. Композиции картин становятся свободней и разнообразнее, лаконичная и скованная манера письма темными красками сменилась широким применением светлой палитры со свободной передачей световоздушной среды.
Благодаря передвижникам, критический реализм достиг своей кульминации в изобразительном искусстве России. Подлинно народное, прогрессивное и новаторское, творчество передвижников послужило эффективным средством нравственного и эстетического развития поколений, а общественный и демократический резонанс, в конечном счете, стал важным стимулом для развития освободительного движения народных масс в России. Лидеры русского протестного движения, в том числе и В.И.Ленин, а также прогрессивные деятели русской культуры, давали высокие оценки творчеству передвижников и способствовали его продвижению в народные массы.
Закат общественного влияния ТПХВ
В конце XIX и в начале XX столетий некоторые из передвижников стали терять присущую им ранее глубину и драматизм отображения жизни, начал исчезать и обличительный пафос. Былое общественное влияние ТПХВ теряло свою силу, но основной костяк передвижников до конца остался верен демократическим идеалам и реализму. В 1890-1900 г.г. передовая группа передвижников в свое творчестве начала проявлять уже социалистические идеалы, отражая на своих полотнах рабочее движение с элементами зарождающегося социалистического искусства(Л.В. Попов, Н.А. Касаткин, С.В. Иванов и много других).
Распалось товарищество в 1923 году. Многие художники-передвижники вошли в советскую культуру, являясь носителями эпохальных реалистических традиций XIX столетия, и стали развивать искусство социалистического реализма. Члены ТПХВ, в основном, вошли в Ассоциацию художников революционной России (АХРР) и тем самым продолжали служить народу в новых исторических реалиях.