Ар-нуво (франц. art nouveau - новое искусство) - это стиль, который возник в 1880-1900 годах. Ну а если утверждать совсем правильно, то это одно из направлений модерна, причем наиболее декоративное и орнаментальное.Интерьер в стиле ар-нуво предполагает природное сплетение различных текстур, материалов и видов декорирования. Здесь переплетаются (часто в прямом значении слова) металл и камень, стекло и дерево, зеркала и витражи. И конкретно витражам ар-нуво скорее всего и должен своим началом. В этом то и дело, что конкретно так назвался парижский торговый центр, который открыл в конце 19 века Зигфрид Бинг. В одной из его секций владелец представил инновационное художество: стекло известных французских и японских мастеров и красочные витражи. Торговый центр, а вместе с тем и его товары начали приобретать большую известность. Зигфрид Бинг, впрочем, был быстрее профессиональным бизнесменом, нежели креатором и декоратором: размеренность линий и природность в сюжетах он перенял от собственных сослуживцев коллег-японцев, а вот название торгового центра подглядел на страницах журнала "Современное искусство" ("L’Art Moderne") в 1881 г.Одной из первых "архитектурных ласточек" стиля ар-нуво стал бельгиец Виктор Орта, соорудивший в 1893 известный дом профессора Эдмона Тасселя, первое здания в стиле ар-нуво. Но в полной мере ар-нуво проявился в работах чешского живописца и иллюстратора Альфреда Мухи. Конкретно была возможность стать основным "визуализатором" "нового искусства". Посмотрев мимоходом на работы Мухи можно понять об ар-нуво все. Конкретно поэтому его афиши, плакаты, виньетки, витражи, а также массовые работы "Времена года" и "Славянская эпопея" обязательны к обсуждению для каждого, кто желает получить интерьер в стиле ар-нуво. Сложно оценить вклад этого профессионала чеха в формирование совершенно нового стиля, вот поэтому это направление часто называют "стилем Мухи".Однако австрийцам было сложно распознать французский ар-нуво от обычного для них "сецессион", немцам - от "юнегедстиля", итальянцам - от "либерти", испанцам от "модернисимо", а русским и другим европейцам - от модерна.Дискуссии о границах между различными направлениями есть и в наше время и вряд ли когда-нибудь прекратятся, но очертить индивидуальности ар-нуво все-таки можно.Первое, бросаются в глаза зигзагообразные мягкие линии. Они и становятся основанием орнамента, главным средством выразительности, олицетворением красоты, да и вообще несут стилеобразующую функцию и самостоятельное значение. Во-вторых, в ар-нуво главный смысл придается декоративности. В-третьих, особое внимание всегда уделяется природности - в отсутствии листочка либо деревца декор в стиле ар-нуво - неполноценен. Конкретно потому интерьеры в этом стиле изобилуют естественными и растительными темами: вьющиеся растения, изображения дам со струящимися по плечам волнами волос. Не менее важную популярность завоевали и водные растения: кувшинки или лилии, а также разные русалки, нимфы, осьминоги и рыбы. Воодушевляют художников также и насекомые, в основном это бабочки и стрекозы - именно они чаще всего изображаются на богатых и невероятно детализированных витражах - если окна выходят на солнечную сторону, это стоит применить. Также декоративность ар-нуво требует огромного количества деталей, поддерживающих стиль: подсвечников, люстр, сантехнических приспособлений, керамической плитки, кованых решеток, шкафчиков и столиков с изящными резными ножками, картин - в общем, всего, вплоть до вилок и ножей. Очень ценятся элементы интерьера ручной работы. Ар-нуво стал последним оплотом индивидуальных форм перед стандартизацией и безликостью крупного изготовления. Главное правило ар-нуво - стилистическая целостность и отсутствие углов. Волнистая мебель, округлые ступени, овальные рамы окон, камины-гроты. Все должно быть одинаково плавным, перетекающим, естественным и природным. Даже один строго прямоугольный элемент может разбить целостность стиля.Стоит упомянуть, что ар-нуво достаточно быстро перестал привлекать интерес художников и декораторов - уже в начале 20 века на первый план вышла простота форм, четкость линий и вероятность машинного воспроизводства деталей. Второе дыхание у ар-нуво раскрылось лишь спустя 50 лет, когда декораторы освежили естественный, декоративный и романтичный ар-нуво достижениями передового изготовления. Но художественные ориентиры ар-нуво хорошо сохранились и неизменны. Чтобы пропитаться ими и совсем полюбить наиболее красивое направление модерна, стоит побывать в галерее "Ар-нуво" в Москве или музее Альфонса Мухи в Праге.
Список художников данного направления:
Валентин Александрович Серов, Виктор Михайлович Васнецов.