Маньеризм - (от итальянского maniera - приём, стиль) – это движение в европейском художестве 16 века. Художники маньеризма отошли от идеалов эпохи возрождения и стремились выразить свои внутренние мысли. Они создавали изображения с напряженностью, трагизмом, сложной выразительностью поз и перемещений, удлиненными пропорциями, колоритными и светотеневыми противоречиями. Артистическая порывистая черта играла важную роль в их творчестве. Итальянскому маньеризму 1520-х годов (Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо) присущи напряженная актуальность изображений, трагизм мироощущения. Художники маньеризма использовали сложные и выразительные позы, движения и пропорции, создавая колоритные и светотеневые эффекты. Артистическая страстность играла важную роль в их творчестве и часто становилась самостоятельным элементом.
Определение ввел в науку В. Вейсбахом (1919), В. Фридлендером (1925) и Н. Певзнером (1925). Первооткрыватели определили его как антиклассическое движение, которое зародилось в Италии примерно в 1520 году и развивавшегося до 1590-х годов. Первое поколение маньеристов, включая Якопо Понтормо, Джованни Баттиста Россо, Доменико Беккафуми и последователей Рафаэля, столкнулось с упадком гуманистического мировоззрения эпохи возрождения. Они ярко выражали свое противоречие по отношению к классическому стилю флорентийско-римского Высшего Возрождения и стремились представить новые, часто необычные виды восприятия мира, которые были ошеломляющими, двойственными и иногда непостижимыми. В своих работах ученые (М. - Дж. Б. Арменини (1587), Дж. П. Ломаццо (1590), Ф. Цуккаро (1607)) подчеркивали значение "внутренних мыслей" и "внутренних иллюстраций", которые проистекали из мышления и личного поэтического начинания художника, противопоставляясь возрожденным представлениям о живописи как идеале изображения.
Стиль, как совокупность конкретных стилистических приемов, является внешним выражением этой "внутренней мысли". В стилевой системе маньеризма присутствуют "антиклассические" элементы, такие как продолговатость пропорций фигур, сложные пространственные и цветовые соотношения, особенности света, змеевидный ритм, выразительные позы, перемещения и композиционные наброски. Также важным аспектом становится использование сложных форм перемещения и поз, заимствованных у художников, таких как Рафаэль и Микеланджело. В 1540-х годах маньеризм в Италии превращается в масштабное движение, объединяющее все виды искусства, в основном в окружении царской цивилизации. Маньеристическое движение также развивается в искусстве других европейских стран. Оно тесно связано с ренессансными традициями, такими как позднее возрождение в Венеции и французское возрождение, и существуют точки соприкосновения между ними, включая запутанность мировоззрения, особый темперамент и использование сложных вычислений направления.
Большинство современных историков придают широкое значение определению "Маньеризм" и распространяют его на значительную часть художества 16 века, начиная от художников, таких как Понтормо и Пармиджанино, и заканчивая Тинторетто и Эль Греко. А. Хаузер (1965) предложил определение "Маньеризма" как отдельного и независимого периода в истории между 1520/1540 и 1590 годами. Однако существует и другое мнение, согласно которому маньеризм рассматривается как одно из движений позднего возрождения.
Художники: Эль Греко.