Найти в Дзене

Ремонт ТРМ138 и Vitotronic 100

Наверное, каждый человек хоть раз в жизни попадал в ситуацию, когда выходил из строя некий прибор, который купить целая проблема, а без него ну никак нельзя. Или когда купить то не проблема, а вот кто же вспомнит теперь все его настроенные параметры?

Вот именно таких два прибора не так давно попали ко мне в руки. Первым оказался «ОВЕН ТРМ138».

ОВЕН ТРМ138
ОВЕН ТРМ138

Заявленная неисправность – «Выключился и больше не включается». Установлен этот прибор был в щите автоматики котельной, собирал показания датчиков температуры и чем-то управлял. Мы, как любая нормальная компания нашли официальный сервис «ОВЕН» и сдали прибор на ремонт. В сопроводительном письме указали вид неисправности и добавили просьбу «слить» с него настройки, по возможности. Прибор нам вернули в по-прежнему неисправном состоянии, с рекламацией о невозможности ремонта прибора в силу его устаревания.

-2

Сам то прибор не очень дорогой (15-20 тыс. руб. на 2020г), но все параметры настроек безвозвратно утрачены. Ну, раз прибор официально считается окончательно погибшим, то почему бы не попытаться отремонтировать его своими силами? Разобрать ТРМ-ку оказалось не трудно: откручиваем 4 винта снаружи, снимаем заднюю часть, корпуса. Внутри четыре платы: блок питания, релейный блок, плата с АЦП и плата с микроконтроллером. Две из них прикручены винтами, а две - приклеены термо-клеем, который легко сдаётся при нагреве термо-воздушным феном в течении пары минут, температурой около 140 градусов.

ОВЕН ТРМ138 в разборе
ОВЕН ТРМ138 в разборе

Аккуратно отсоединяем шлейфы, вынимаем платы. Фронтальная плата прикручена к корпусу четырьмя винтами. Далее всё внимательно осматриваем. Логично предположить, что причиной полной неработоспособности прибора вполне может быть блок питания. Поэтому именно с этой платы и стоит начинать ремонт. В сервисе пошли по этому же пути. Но что-то как-то у них не задалось. Один из конденсаторов они решили выпаять, но в попытках сделать это лишь раздавили его плоскогубцами и попутно снесли паяльником его SMD-шного керамического соседа.

Припой в самом деле оказался тугоплавким, но все мы знаем, что если добавить чуток ПОС-61, то всё начинает паяться легко и непринуждённо. Этот момент был исправлен. Прозвонка полупроводников дефектов не выявила. Возможно, только этот конденсатор и был неисправным, ведь он стоял в цепи обратной связи, и без него блок питания работать в штатном режиме точно не смог бы.

Далее я перешел ко второй неисправности, которую заметил при осмотре: на плате с «мозгами» вздут один электролитический конденсатор. Ага! Меняем и его на хороший LowESR.

После этого ремонта я собрал прибор и, как положено при первом запуске, подал питание на него через лампочку. И, как ни странно, прибор ожил, пощелкал релейками, помигал лампочками и стал ругаться на обрыв датчиков – ещё бы, датчики то остались в котельной, а прибор здесь на столе. Ну вот, а говорили: "ремонт невозможен". Вместо датчиков, я прикрутил к нему резисторы номиналом 50 Ом, включил ещё раз, и после самотестирования, ТРМ перешел в штатный режим. Прибор успешно восстановлен. Теперь можно переписать настройки и перенести их в новый такой же прибор. На плате с "мозгами" так же есть микросхема энергонезависимой памяти. Официальные схемы своих приборов "ОВЕН" не раздаёт, но можно предположить, что настройки храняться именно в этой микросхеме памяти. Поэтому даже если сам прибор оживить не удалось бы, то можно было "слить" с нее информацию и "залить" в новый прибор. В крайнем случае, можно было бы даже перенести саму эту микросхему в новый прибор. Да, в таком случае гарантия будет утрачена, но за то все настройки будут успешно восстановлены.

Вторым прибором оказался котловой контроллер Vitotronic-100 GC1B (Viessmann).

Vitotronic 100 GC1B
Vitotronic 100 GC1B

По предварительной диагностике, его приговорили целиком. Прибор не дешвый – стоит он ровно 1000 вечно-зелёных. Поэтому требовалась полная диагностика прибора. При включении контроллер не подавал признаков жизни. Предохранители целые, питание на 40-ю фишку подаётся, палёным не пахнет. Должно быть что-то простое! Я вытащил все модули и снял пластиковую защиту, чтобы добраться до монтажной платы.

Vitotronic 100 GC1B в разборе
Vitotronic 100 GC1B в разборе

Она состоит из двух частей: высоковольтной и низковольтной. Сначала – визуальный осмотр всех плат. В моём случае никаких признаков прогара или перегрева не обнаружилось. Затем, установил обе монтажные платы в корпус и соединяющий их блок питания. Подал питание на высоковольтную плату. Далее проверил всю «высокую» сторону – 230В только там, где нужно. Перешел на «низкую» - ни одного питающего напряжения из блока питания не выходит, но и сетевое в низковольтную часть не проникает. Проверил, нет ли КЗ на монтажной плате. И теперь точно можно приговаривать блок питания. Плату с «мозгами», плату LON и переднюю панель легко проверить на рабочем собрате, который установлен на соседнем котле. Все они оказались вполне живыми. Вот так стоимость ремонта была снижена примерно в пять-шесть раз. С одной стороны моя организация заработает на марже намного меньше, да и установка блока питания куда дешевле установки целого контроллера. Но с другой - мы честны с заказчиком и таким образом очередной раз подтверждаем свою компетентность. Профит: +10 к доверию заказчика=)

Неисправность выявлена и это здорово. Но пока выставится счет заказчику, пока пройдет оплата, закажется новый блок питания, который придет на склад поставщика тоже не за пару дней… А всё это время котельная остаётся с одним котлом без резерва. А на этом объекте перебои с питанием – явление частое, и очередной скачок напряжения может так же обездвижить и второй котёл. И это уже не здорово. Почему бы не попробовать этот блок починить и использовать его до появления нового?

Блок питания здесь импульсный, поэтому как и во всех подобных источниках питания, здесь мало деталей и ломаться почти нечему. После визуального осмотра, прозваниваем полупроводники на входе и выходе питания. Шим контроллер (5H0165R, вдруг кому-то пригодится) можно проверить разве что на КЗ. Да и то приговаривать его можно лишь при условии, что на плате не найдется других неисправностей, либо если будет пробит ключ (единственный мощный транзистор). После проверки стало ясно, что два диода проводят ток в обе стороны, а оптопара не подаёт признаки жизни при проверке её двумя мультиметрами.

Плата блока питания - неисправности
Плата блока питания - неисправности

Что ж, начнём с диодов. Первым я выпаял защитный диод VZ1 (P6KE39A). Повторная проверка в демонтированном состоянии подтвердила то, что мы его потеряли. А вот второй якобы неисправный наоборот стал прозваниваться только в одну сторону. Значит воду мутил именно VZ1. Из-за того, что монтаж плотный, а плата ещё и двухсторонняя, схему платы было не рассмотреть и влияние неисправного диода на исправный сразу было не очевидно. Оптопару (SFH618A) я решил тоже демонтировать. При помощи мультиметров она всё так же не подавала признаков жизни.

Проверка оптопары двумя мультиметрами
Проверка оптопары двумя мультиметрами

Согласно даташита, для открытия ключа оптопары, на её диод нужно подать от 1.1 до 1.5 вольт. Мои мультиметры могли выдать 1.3 и 1.4 вольт. На всякий случай, я на скорую руку сотворил делитель на резисторах и подал питание на диод от 18650 аккумулятора. Диагноз подтвердился. Стоимость диода и оптопары составила 28 и 29 рублей соответственно (на 2020г). И, да, новая оптопара прекрасно проверяется при помощи двух мультиметров. Неисправные детали были заменены. Первый запускбыл проведён, естественно, с последовательным подключением лампочки. Последняя при включении тускло мигнула и погасла, что указывало на отсутствие превышения нагрузки. Затем блок питания уже был включен напрямую.

Схема из сервисной инструкции Vitotronic 100 GC1B
Схема из сервисной инструкции Vitotronic 100 GC1B

Напряжения на выходе составили 5.04, 23.01, 31.87 вольт, что отличалось от штатных показаний в допустимых пределах (5.7, 22.5, 33 вольт). Блок питания был установлен в контроллер и успешно проработал вплоть до замены на новый.

Я не призываю вас пытаться ремонтировать абсолютно каждый вышедший из строя прибор, особенно если речь идёт о старой, отслужившей своё технике. Никакой ремонт не обеспечит такую же надёжность и стабильность работы, как замена на новое. Про гарантию я вообще молчу. Но так, порой, можно отсрочить замену какого-то прибора или, как минимум, оживить для переноса данных, либо настроек. Главное, в трудной ситуации не паникуйте, не опускайте руки и помните: «дорогой» прибор не всегда значит «слишком сложный» для того, чтобы попытаться его починить. Подходите к дефектации оборудования с умом и чувством ответственности. Удачи вам в работе и успешных ремонтов!