Здравствуйте, дорогие читатели!
Сегодня мне бы хотелось рассказать вам об одной удивительной, можно даже сказать исключительной женщине, актрисе - об Алле Сергеевне Демидовой. Широкому кругу зрителей она известна благодаря таким фильмам как "Стакан воды", "Маленькая принцесса", "Служили два товарища", "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей".
Алла Сергеевна родилась в сентябре 1936 года в Москве. Отец, Сергей Алексеевич, был из золотопромышленников, репрессирован, попал под амнистию, а в 1941 одним из первых ушел на фронт. В 1945 он погиб. Мама, Александра Дмитриевна, работала на экономической кафедре МГУ.
Детство Аллы Сергеевны нельзя назвать простым. Оно было как и у всех тогда: мрачное, тяжелое, даже свинцовое. Никому не было дела до маленькой девочки - мама устраивала свою жизнь, а девочка была предоставлена самой себе. Тихая, домашняя, скромная, она любила читать, с головой погружаясь в мир книг. А однажды они с мамой попали в театр, это так поразило девочку, что она решили стать артисткой. Записалась в драмкружок, мечтала о роли Снегурочки, а дали сыграть только Бобыля. Она стерпела, закрылась и сделала вид, что так и надо. Потом, уже будучи взрослой , так она поступала не раз.
После школы поступать она решила только в театральный. Увы, но не прошла по конкурсу - подвела дикция. Тогда Алла Сергеевна моментально приняла решение идти в экономический, как мама. Работала над собой, прилежно училась, а на третьем курсе начала играть в студенческом театре.
В 1959, после окончания учебы, Демидова решила вновь пробоваться в Щукинское. Ее взяли, с условием работать над дикцией. Еще студенткой она сыграла в спектаклях "Гибель богов", "Принцесса Турандот", "Далекое", "Фризетт", "Скандальное происшествие мистера Кеттла и миссис Мун".
Затем был театр на Таганке, где она долгое время исполняла только малозначительные роли. Причиной была первая роль в спектакле "Герой нашего времени". Провальная роль, после которой пришлось доказывать свою "профпригодность".
В течение нескольких лет Алла была самой послушной и верной ученицей режиссера Любимова, "скрипкой Страдивари в его руках", она работала на износ. Уже к концу 1960-х годов Демидова получала не только главные роли в постановках, но и театральные премии.
А с кино дела обстояли иначе. Дебютом стала роль студентки в картине 1957 года "Ленинградская симфония". Затем через 3 года актриса приняла участие в съемках "Первого свидания". А уже в 1964 Алла Сергеевна сыграла одну из самых ярких своих ролей - Ольгу Берггольц в фильме "Дневные звезды". В 1968 вышло сразу 6 работ с участием Аллы Сергеевны: "Времена года", "Живой труп", "Служили два товарища", "Степень риска", "Шестое июля", "Щит и меч".
Затем артистка сыграла Ирину Николаевну Аркадину в "Чайке" Юлия Карасика (по одноименной пьесе А.П. Чехова), Лесю Украинку в картине Николая Мащенко "Иду к тебе...", Катю в мелодраме Ларисы Шепитько "Ты и я", Елизавету Павловну в "Зеркале". А за роль Потаскушки в комедии Михаила Швейцера "Бегство мистера Мак-Кинли" по одноименной киноповести Леонида Леонова была удостоена звания "Лауреат Государственной премии СССР".
В 80е Алла Сергеевна по-прежнему была востребована и не сходила с экрана. Тогда вышли "Стакан воды", "Звездопад", "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", "Пиковая дама", "Время отдыха с субботы до понедельника", "Дети солнца".
С началом 90х, когда кино уже практически перестали снимать, а в театре произошел раскол, Демидова организовала свой "Театр А", в котором начала сотрудничать с греческим режиссером Теодоросом Терзопулосом. Они поставили такие спектакли как "Квартет", "Медея", "Гамлет-урок".
С началом 2000-ных актриса продолжила сниматься, подходя у выбору ролей очень тщательно, можно даже сказать скрупулезно. Каждая ее роль, пусть даже небольшая, смотрится отточенным номером, неким символом, который придает объем и глубину картине в целом. Тогда вышли такие фильмы как "Темные аллеи И.Бунин", "Настройщик", "Смерть Таирова", "Русские деньги", "Вечное возвращение" и "Мешок без дна".
"Помимо актерского поприща, Демидова ярко проявила себя и в литературе. Издано несколько ее книг, чаще всего это мемуары о театральной жизни. Писательницей она стала случайно. Сначала в «Правде» напечатали ее статью об актерской профессии. А когда умер ее друг и партнер Владимир Высоцкий, Алла в ярости от того, что не было ни одного достойного некролога, написала большую статью о гениальном актере на основе своих личных воспоминаний и дневников. Демидова обладает уникальной манерой чтения прозы и стихов, в советское время часто с авторскими программами выступала на телевидении, с начала 2000-х годов много гастролирует по России".
Личная жизнь
Первым мужем Демидовой стал Владимир Котелкин, преподаватель иностранных языков в МГУ. Этот брак не продлился долго. Девушка мечтала о карьере, а ее муж о тихой, семейной жизни. Позже мужчина женился на Людмиле Зыкиной.
Со своим вторым мужем, Владимиром Валуцким, Алла Сергеевна познакомилась еще в 1961 году, когда училась в театральном. Вместе они были пол века, до самой смерти кинорежиссера. И это удивительно. Все кто знал обоих супругов, говорили, что они совершенно разные. Она - волевая, жесткая, замкнутая. Он - мягкий и домашний. Но все же их как магнитом тянуло друг к другу.
Детей у них не случилось. Общих детей. Потому что у Владимира Ивановича на стороне родилась долгожданная и любимая дочь. Демидова тогда лежала в больнице, а Валуцкий практически не отходил от нее. Об измене она узнала через несколько лет. Узнала и простила, поняв как многое их связывает. Или просто сделала вид. До базарных склок она никогда не позволяла себе опускаться. Как Алла Сергеевна однажды сказала:
"Слухи о его романах на наших отношениях никак не отражались. Мы с ним жили как брат с сестрой. На самом деле таких браков много. Взять ту же Лилю и Осипа Бриков. Но в основном среди интеллигенции, которая не спешит это обнародовать. Самые крепкие браки не замешаны на сексе. Секс уходит, а любовь и привязанность остаются"
Владимира Ивановича не стало в 2015 году. Ранее у него обнаружили рак. Алла Сергеевна как могла ухаживала за мужем, поддерживала его. А после смерти, наверное единственный раз в жизни позволила себе показать чувства на людях. Тогда, по ее собственному выражению, она "выплакала все слезы".
Сейчас Алла Сергеевна по-прежнему ведет активную жизнь: ездит на встречи со зрителями, выступает на творческих вечерах. В 2020 вышло собрание ее сочинений в нескольких томах.
"Алла Демидова – человек невероятной энергии. До сих пор для своих моноспектаклей она сама выбирает репертуар, площадки. Пишет книги, хотя и не любит, когда её называют писательницей. "У неё за плечами такая огромная жизнь, такой огромный опыт, такие встречи, весь 20 век, – говорит режиссёр Кирилл Серебренников. – Но нет ощущения остановки, завершённости этого проекта, а есть ощущение, что ещё много дверей надо открыть, ещё и ещё, и ещё, и там ещё что-то может быть…""