Будем честны, что бы мы не делали и какие бы шаги не предпринимали, наши дети и внуки неизбежно столкнуться с последствиями с катастрофой вызванной необдуманным потреблением, глобальным потеплением и перенаселенностью планеты.
Одним из способов минимизировать грядущий ущерб- это переходить на экологичные источники транспорта, такие как электромобили и самолеты на экологичных видах топлива.
Работы в этом направлении ведутся и когда 26 сентября 2020г европейский авиагигант Airbus представил концепт самолета на водородом топливе, где-то на стоянке заскучал криогенно-водородный Ту-155, родом из СССР.
Водород в плане экологии- топливо действительно идеальное- после его горения образуется лишь вода, экологичнее просто не бывает, но создателей Ту-155 интересовали совсем другие свойства этого топлива.
Дело в том, что водород в отличие от керосина обладает втрое большей теплотворной способностью, что означает большее выделение энергии при одинаковых объемах сжигаемого топлива. Этой особенностью и решили воспользоваться создатели самолета.
Проект получил название ММЗ "Опыт" и стартовал в 1980 году на базе самолета Ту-154Б.
В качестве силовой установки использовали два ТРДД НК-8-2, а главной изюминкой стал уникальный двигатель НК-88, способный работать на водороде или на метане.
При создании Ту-155 на базовую машину было установлено свыше 30 оригинальных самолетных систем, в т.ч. уникальная криогенная система баками для сжиженного и охлажденного до -253 градусов водорода, а также специальные перегородки между салоном и силовой установкой.
Совершив первый полет в 1988 году под руководством лётчика-испытателя В. А. Севанькаева, машина наглядно показала своим создателям все недостатки криогенных видов топлива.
К примеру, половину салона Ту-155 занимали системы защиты, а также топливные баки, что разительно снижало массу полезной нагрузки.
Кроме того, каждый полет в каком то смысле напоминал запуск на пороховой бочке, ведь даже малейшая утечка водорода (а он это дело любит) грозила привести к фатальным последствиям. Чтобы этого не произошло, топливный отсек регулярно продувался смесью азота.
В 1989 году самолет перевели на снеженный природный газ и тут удалось добиться некоторых результатов.
Так, при использовании газа, самолет показал на 15% большую топливную эффективность.
К моменту распада СССР, Ту-155 используя НК-88 налетал более 160 часов, осуществив даже международные перелеты по маршруту Москва-Париж, разумеется без пассажиров.
Сегодня самолет стоит в качестве памятника забытой эпохе на приколе в аэропорту Жуковский, напоминая нам о великих временах.
Сумеют ли в Европе реализовать проект полностью водородной машины? Мы в этом сомневаемся. Игра не стоит свеч, уж слишком сложным выходит проект.
Дорогие друзья, нам очень важна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх. Вам не сложно, а нам приятно 😉