Найти в Дзене
Рената

Вечное искушение. Дориан Грей. Экранизация романа Оскара Уайльда.

Оглавление

Портрет Дориана Грея — единственный опубликованный роман Оскара Уайльда. Написан он в рамках эстетического направления. Стал самым успешным произведением Уайльда, более 30 раз экранизировался.

О чём писал Оскар? О конфликте между разумом и желаниями, мимолётном (увлечения и удовольствия) и постоянном (семья, любовь). Уальд анализировал пороки и в то же время закидывал удочку на бессмертие, говоря о том, чем может заниматься человек, имея молодость в своём распоряжении не 5 лет, а 25 (в книге много говориться о том как он коллекционировал монеты и вина, духи и камни и т.д.)

Фильм «Дориан Грей» 2009г. режиссера Оливера Паркера. Он хоть и не создан строго по книге, кое-что и додумано режиссером (сценаристом), но замысел романа, безусловно, отражает.

Молодой интеллигентный человек с немалым наследством Дориан, приятной наружности, пленит окружение своей внешностью. Талантливый художник рисует его портрет, и Дориан настолько поражен картиной, что согласен продать душу дьяволу, лишь бы всегда оставаться таким же — не меняться, не стареть. В результате Дориан под влиянием своих друзей и конечно потому что и сам не сильно желает выходить из под их влияния, пускается во все тяжкие.

Из-за Дориана заканчивает жизнь самоубийством девушка из театра в бедных кварталах, так как он пообещал на ней жениться, а потом вдруг разлюбил ее. Он делает много нехороших вещей, его портрет старится, на нем проступают следы пороков его души и злодеяний, но сам Дориан так и остается молодым человеком приятной наружности. Желание скрыть свою тайну, скрыть портрет от посторонних глаз, толкает его на все большие преступления… Только желание избавится от мук совести, убивает его самого. Когда он пытается расправиться с собственным портретом.

Различие книги и фильма есть и существенные. Описание Дориана в книге не соответствует внешности выбранного актера — у Уайльда он был блондином, хотя в целом образ подобран вполне удачно. В книге нет таких открытых описаний взаимоотношений Дориана с «поклонницами», не говоря уже о связи с Бэзилом, художником. Безусловно читая книгу, понимаешь, насколько он им восхищается. Но в их диалогах можно было усмотреть только намек, но не столь конкретную связь, которую показали в фильме.

Кроме того отношения Дориана и актрисы из маленького театра Сибилы Вэйн. Дориан влюбился в нее и был готов на ней женится, но как только он разглядел в ней обычную женщину, и образ актрисы отошел на второй план, чувства резко исчезли, о чем он не преминул сообщить той, которой еще только недавно клялся в любви. В итоге девушка покончила с собой. Но в книге не было никаких намеков на их совместную ночь. Для фильма конечно строгое соответствие книге было бы возможно не всегда понятно.

Кроме того не лорд Генри расправился с портретом Дориана. Не говоря уже о его дочери которая присутствовала в фильме. В книге ей не отведено ни страницы. И конечно лорда Генри тоже нельзя оправдать, как в фильме — мол, он только красиво рассуждал о гедонизме, но сам в целом не был столь отрицательным персонажем…

Хотя в книге рассуждали не только об удовольствиях. Очень интересные диалоги об искусстве, жизни… Да и собеседников было немало…

Но в целом фильм снят весьма хорошо, отлично передан дух романа и его основной замысел. Смотреть безусловно интересно, особенно если знаком с самим произведением.

-2

Достоинства фильма:

  • Во-первых, современность дала возможность, наконец, сделать эту историю по-настоящему жуткой и мерзкой с помощью компьютерных технологий. Да картинка прекрасна, эффектна, создает нужные настроения.
  • Во-вторых, есть очевидная работа со сценарием, что мне в этом случае нравится, так как книга показалась мне отрывистой, незавершенной. Тут нам и раскрытие предположительного прошлого героя, тут и дополнительная любовная линия, тут и раскрытие намеков, которые в книги лежат между строк.
  • В-третьих, современность дает возможность говорить о том, что в фильмах еще до 2000 нельзя было показывать, а наш современный зритель очень любит разврат и все, что к нему прилагается. Ведь это наши прочные и порочные реалии.

Подводя итоги..

Режиссер пошел по очень американизированной схеме, где герой влюбляется и начинает якобы душевно метаться, а потом в нем просыпается благородство… в общем Дориан Грей теряет себя и становится очередным романтическим героем. Причем сами душевные движения героя абсолютно поверхностны, нет глубины, есть лишь внешность сюжета, привлечение внимания к порокам, к их яркости и соблазнительности.

Если экранизация, то слабо, а если бы самостоятельный фильм, то очень даже эффектно.